Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


Огонь, вода, и медные трубы Данилы Козловского

Актер снял «Чернобыль». Ради главной роли в фильме ему пришлось пойти на многое

ТРЕНЕР РЕШИЛ ВОПРОС

- Это наша общая история, катастрофа, коснувшаяся многих, - рассказал Данила Козловский. - И для меня главное, чтобы люди пришли на фильм не просто посмотреть на масштаб или уникальные съемки подводных сцен. А испытали сильное эмоциональное переживание. Подключились к человеческой истории о том, как катастрофа ворвалась в жизни обычных людей. Как изменила их судьбы и сделала из них героев поневоле. И не потому, что в них от природы заложены самоотречение и героизм, а потому что они просто не могут сделать другой выбор - не могут бросить все и не пойти туда, не начать тушить, спасать, вытаскивать.

Однако не видать бы Козловскому как режиссеру второго витка славы, если бы не продюсер Александр Роднянский. Он, киевлянин, побывал на пятый день на месте катастрофы. Снимал документальный фильм. Тогда же получил удостоверение ликвидатора Чернобыльской аварии. После приезжал еще как документалист. И задумал снять игровое кино про Чернобыль. О судьбах тех, кого трагедия сломала или изменила.

В 2018 году посмотрел первую ленту Козловского «Тренер». Вопрос о том, кто будет снимать про Чернобыль, отпал сам собой.

- Где-то на тридцатой минуте почувствовал, что это работа нового, профессионального, эмоционального, искреннего и заинтересованного в мейнстримовском кино режиссера, - признался Роднянский. - Часто режиссеры внутренне стесняются больших жанров. Боятся большой аудитории, прямых эмоций и всего того, что потом, в случае неуспеха, может быть вменено им в вину: «уж слишком примитивно, плоско, как всегда», а надо чтобы «замысловато, лукаво, хитро, умно». По фильму «Тренер» было понятно, что Данила этого не боится. Наверное, это связано с особенностями его характера, которые и помогли его успеху как актера: он хочет волновать аудиторию.

Роднянский отправил Козловскому письмо с предложением. Тот был на съемках в Ирландии. Играл Вещего Олега в сериале «Викинги». Прочитал и согласился.

ВОСПОМИНАНИЯ ВРАЧА БОЛЬНИЦЫ №6

Готовились тщательно. Даже создали сайт, куда выкладывали все, что способно вдохновить съемочную группу: фотографии, документальные и художественные фильмы, книги, воспоминания, статьи.

- Потрясло душераздирающее интервью врача больницы №6 в Москве, - рассказывает режиссер. - Она вспоминает о том, как привезли первых пожарных, особенно сильно пострадавших во время тушения энергоблока. Приехали веселые и смешные молодые ребята. Все время шутили, а врачи понимали, что они скоро умрут.

ПОЖАР В КУРЧАТОВЕ

Пострадавшую АЭС «сыграла» Курская атомная электростанция в городе Курчатов. Добро на съемки получали через администрацию президента и «Росатом».

Одной из самых сложных была сцена пожара на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС. В ней участвовали настоящие пожарные с реальным оборудованием. Огонь создавали примерно четыре сотни установок.

- Зажигаешь все источники пожара, запускаешь дымы, транспорт, воду, - говорит Козловский. - Все начинает играть, как оркестр, как живой организм. Время, декорации, реквизит - все оживает.

Чтобы сильнее вовлечь зрителя, пожар снимали ручной камерой.

Съемки под водой

ПЛАВАЛИ В «КИПЯТКЕ»

Труднее всего было воспроизвести реальный подвиг ликвидаторов.

Но «ягодками» по сравнению с «цветочком»-пожаром оказалась вода. Подводные сцены занимают примерно пятнадцать минут фильма. Их снимали в известной венгерской киностудии Origo Studios.

После взрыва четвертый реактор продолжал плавиться. Вода налилась под него, после того как пожар потушили. Продавливала бетонную плиту. И если бы та рухнула, неминуемо произошел бы новый, еще более мощный взрыв, который поднял бы в воздух колоссальные объемы радиоактивного пара. И под угрозой заражения оказались бы вся Европа и западная часть России.

Откачать воду из-за того, что станция разрушилась, было невозможно. И в затопленные камеры четвертого реактора отправили трех добровольцев (в жизни - сотни!). Нашли с трудом. Ведь предстояло практически заживо свариться в кипятке! Открыть запорные клапаны и выпустить воду. Причем нырнуть в кипяток, температура которого составляла +56°C и продолжала повышаться, в кромешной темноте нащупать задвижки, открыть их и предотвратить новый взрыв.

- В Венгрии работать было еще тяжелее, чем в Курчатове, - признался актер Николай Козак. - На улице +35, а в павильоне +52. Представьте, каково в таких условиях в водолазных костюмах! 

Данила Козловский, Филипп Авдеев, Николай Козак несколько месяцев провели на курсах подводного плавания и получили сертификаты. Под водой герои плыли с фонариками. Долго не могли снять эпизод, где Валере становится плохо.

- Он научился так натурально выплевывать изо рта загубник и оседать по стенке, что дублей пять подряд были сорваны, так как спасатели, дежурившие на съемках, бросались ему на помощь, пытались вставить загубник обратно и поднять на ноги, - рассказывает Козловский. - Они были уверены, что актер в состоянии шока, а Филипп отбивался и кричал: «Я играю! I’m acting, I’m ok!»

Но однажды и вправду понадобилась помощь. Он, как и другие водолазы, был в ботинках со свинцом, которые помогали опускаться на глубину примерно пять метров. По сюжету актеры были без кислородных баллонов, приходилось задерживать дыхание. По пути спасатели подпитывали их кислородом. Но в какой-то момент Филипп не успел добрать воздуха, свинцовые боты потянули вниз. Под маску начала затекать вода. Подступила паническая атака. Он попытался сделать так, как учили: приподнять маску и выдохнуть - тогда вода уйдет. Но из-за того, что был в резиновых перчатках, не получилось. Наоборот, еще больше набрал воды и перестал что-либо видеть. К счастью, подоспел спасатель и засунул в рот клапан с кислородом.

Кстати

Зритель, как известно, голосует рублем. После первого же уик-энда «Чернобыль» возглавил прокат в России и СНГ. Сборы превысили 166 миллионов рублей. Фильм отодвинул на второе и третье места зарубежный фантастический боевик «Мортал Комбат» и «Властелина колец: Братство кольца», снятого Питером Джексоном.