САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Молодость моя, Белоруссия!

После ухода из жизни создателя и бессменного руководителя легендарного ансамбля, народного артиста СССР Владимира Мулявина множество исполнителей и целые коллективы стали колесить с концертами по городам и весям Германии, США, Украины, Казахстана, Беларуси, Израиля, активно используя в рекламных целях одно магически притягательное слово – «Песняры». Только в России «прописалось» сразу несколько таких коллективов.

После ухода из жизни создателя и бессменного руководителя легендарного ансамбля, народного артиста СССР Владимира Мулявина множество исполнителей и целые коллективы стали колесить с концертами по городам и весям Германии, США, Украины, Казахстана, Беларуси, Израиля, активно используя в рекламных целях одно магически притягательное слово – «Песняры». Только в России «прописалось» сразу несколько таких коллективов. Случались и накладки, когда осваивать культурное поле бескрайней российской глубинки в один и тот же городок приезжали сразу несколько исполнителей с разными «песняровскими» афишами…

И дело здесь не в излишней ревности или жадности правопреемников. Не в том, что десятки талантливых певцов и музыкантов, прошедших в свое время мулявинскую школу (мне удалось насчитать их около шестидесяти), решили кто группой, а кто и в одиночку «перепеть» популярные песни «Песняров». Дело в их сегодняшнем профессиональном уровне. Без «живого» звучания «Песняры» немыслимы. Иное дело «фанера», которая, как известно, все стерпит. Петь или не петь под фонограмму – вот в чем вопрос, который и привел к окончательному расколу музыкантов последнего «мулявинского» состава.
Поддерживать высокий профессиональный уровень и традиции живого звучания остались в Минске молодые исполнители во главе с новым художественным руководителем ансамбля – поэтом, композитором, аранжировщиком Вячеславом Шараповым и солистом-вокалистом, лауреатом международного конкурса Валерием Скорожонком. Они не побоялись взяться практически с чистого листа за титанический труд как по реконструкции песен из «золотого фонда», так и по созданию новых музыкальных произведений в стилистике и традициях предшественников. Новый состав вместе с финансовой поддержкой Министерства культуры получил официальный статус и юридическое право называться Белорусским государственным ансамблем «Песняры» – единственным законным правопреемником легендарной группы.

– Вячеслав, как получилось, что именно вы возглавили знаменитый коллектив?
– Шел 1998 год. Это было крайне тяжелое время. Тогда из состава ушли несколько музыкантов, образовавших группу «Белорусские песняры», которые имели свой взгляд на дальнейшие пути развития, на творчество в целом, с явной ориентацией на «модную» европейскую и американскую музыку. Владимир Георгиевич остался с немногими верными соратниками, такими, как, например, музыкальный руководитель Олег Молчан, и решил пригласить новых артистов в надежде на их молодость и большой потенциал для творческого роста. Кроме Валерия Скорожонка, с его сочным вокалом, был приглашен Вадим Косенко из оркестра Михаила Финберга, а также двое исполнителей из филармонического ансамбля «Лявоны» – это Павел Заяц и Сергей Медведев. Из Америки вернулся Леонид Борткевич и, на некоторое время, Анатолий Кашепаров. В те годы на эстраде махровым цветом расцвела «работа» под фонограмму, это был пик популярности райдеров и мини-дисков. Старая громоздкая аппаратура и отыгравшие свое музыкальные инструменты пылились на складах, а на концертах артисты, с различной степенью успеха, старались попасть в такт доносившихся из динамиков звуков.
Мулявин страшно переживал это постперестроечное время. Пытался скорректировать деятельность коллектива в новых экономических условиях. И в то же время уже чувствовалась какая-то усталость в его взгляде. Он, испытавший огромное бремя славы и успеха, был похож на гения-отшельника, которого интересовал не быт, а бытие. Он стал отдавать предпочтение серьезной классической музыке и обращал мало внимания на хиты-однодневки. Я со своими песнями – «Княжна», «Вольному воля», «Песня о Витебске» – видимо, пришелся в тот момент ко двору, и началась наша совместная работа. Более сотни часов, проведенных в студии звукозаписи рядом с таким мастером, стали для меня большой школой. Мы записали и выпустили ставшую вскоре популярной «Княжну», готовили и другие мои новые произведения. «Песня о Витебске», кстати сказать, неоднократно звучала как гимн на торжественном закрытии «Славянского базара». Обсуждались новые проекты, концертные программы. Но приближающийся 30-летний юбилей ансамбля несколько скорректировал наши совместные планы, которым, к сожалению, уже не суждено было сбыться.
– Как сейчас уже известно, впереди вас ждали еще большие испытания?
– Новый и, я надеюсь, последний раздел ансамбля произошел уже после трагической гибели его основателя. Еще одна группа музыкантов, на этот раз во главе с Леонидом Борткевичем, организовала очередной вариант «лявонов-песняров» и попыталась покорить своим искусством Москву. Что из этого вышло – судить не нам. Тем более что нам со Скорожонком достались самые едкие замечания и отзывы «бывших». Не верили в возможность возрождения «Песняров» и многочисленные белорусские поклонники творчества ансамбля. Вот их-то доверие и признание и следовало заслужить в первую очередь, работая много, порой почти бесплатно в самых разных уголках своей родной Беларуси. За первые три года мы посетили с концертами более сотни наших городов и поселков. Без устали репетировали в студии. Писали и разучивали новые песни. Реконструировали старые.
Мы искали (и находили) талантливых молодых исполнителей практически во всех регионах. Сегодня по бывшему месту жительства участников ансамбля можно изучать карту Беларуси. Роман Козырев (клавишные) из Гомеля, Владимир Бодунов (скрипка) из Могилева, Вячеслав Исаченко (гитара) из Витебска, Андрей Усанов (вокал) из Сморгони, Олег Железняков (вокал) из Речицы, Валерий Скорожонок из Вилейки, Сергей Шкурдзе (ударные) из деревни Шиловичи, Александр Жих (флейта) из деревни Крутиловичи, Андрей Щитковец (бас-гитара) из Минска. Я же постигал азы музыкального образования в Мозыре.
Так постепенно, под неусыпным оком руководства Министерства культуры, стал складываться настоящий коллектив единомышленников. Про «око» это я не просто так сказал. Каждый наш шаг контролировался, каждая кандидатура прослушивалась, просматривалась, придирчиво анализировалась на профпригодность и соответствие высокому званию артиста «Песняров». Мы выбирали только лучших.
– А когда вы почувствовали, что коллектив состоялся, что люди стали узнавать «Песняров»?
– Наверное, после того, как нас стали регулярно показывать по телевидению. На первых порах в основном по одной песне в больших сводных концертах на самых престижных республиканских мероприятиях, праздниках, международных фестивалях. Например, «Славянский базар в Витебске», «Дожинки» и т.д. Потом десятки раз крутили наш клип – новогодний музыкальный подарок от «Песняров». Затем на одном из белорусских телеканалов показали полностью наш концерт в КЗ «Минск». Наконец, несколько месяцев назад из московской студии спутникового телеканала «Ностальгия» на весь мир транслировалась в прямом эфире часовая программа, где мы не только «живьем» исполняли наши песни, но и отвечали на многочисленные вопросы телезрителей из разных стран. К слову, отклики были самые доброжелательные. Нас хвалили за профессионализм, за верность традициям, за самобытность.
Сейчас, по прошествии пяти лет напряженной работы, мы можем смело сказать, что состоялись как коллектив, что вступаем во второй этап развития – популяризации нашего творчества не только в Беларуси, но и за ее пределами.
– Много ли новых произведений появилось в репертуаре «Песняров» за эти пять лет и как вообще формируется ваш репертуар?
– Чтобы доказать свою состоятельность, с первых дней мы пошли по непростому пути создания песен собственными силами. Многие наши музыканты смогли полностью раскрыть свой потенциал при подготовке программы на стихи классиков белорусской литературы – Янки Купалы и Якуба Коласа. Так появились в нашем репертуаре песни: «Ганна», «Як у лесе зацвіталі», «Песня мая», «Хмель молодой», «Масленица», «Распавядальная». Последняя, кстати, дала название и нашему первому компакт-диску. Своеобразной неоклассикой стала композиция «Паланэз Агіньскага». Ее исполнения требуют зрители практически на каждом концерте, наряду с такими известными старыми хитами, как «Беловежская пуща», «Молодость моя, Белоруссия», «Вологда», «Березовый сок».
Другим краеугольным камнем для нашего объединения стала работа по овладению песняровской стилистикой, возрождению белорусских песен из золотого фонда ансамбля периода 70-х годов. Это «Александрына», «Лявоніха», «Завушніцы», «Спадчына», «А ў полі вярба», «Касіў Ясь канюшыну»...
Оставаясь приверженцами этого стиля, мы тем не менее не перестаем экспериментировать, искать новые краски и формы подачи музыкального материала. Копаемся в антологиях, пытаемся разыскать незаслуженно забытые композиции ансамбля, которые в свое время тоже пользовались успехом у слушателей. Такие, как «Ванька-встанька»… В перспективе собираемся работать и с крупными музыкальными формами, образцами которых были настоящие музыкальные спектакли – «Песня о доле», «Курган», «Через всю войну». Или такие развернутые оригинальные композиции, как «Крик птицы».
– Что зрители могут увидеть и услышать уже в самое ближайшее время?
– Уже готовится новый альбом «Шчастлівасць», в работе над которым принимает участие композитор Игорь Лученок. Еще два альбома познакомят с творчеством забытых белорусских поэтов XIX века и произведениями современных авторов. Следующим будет альбом на основе новых обработок белорусского фольклора. То есть планов громадье!
– Важно ведь не только выпустить новые диски, но и растиражировать их по миру как можно шире?
– Прямо в эти дни ведем переговоры с ведущими московскими звукозаписывающими компаниями, которые обладают правами распространения в странах СНГ. Цель – раскрутить альбом «Распавядальная». Есть и более амбициозные проекты. Важно вернуть заслуженное место уникальной по звучанию «песняровской» белорусской песне. А вместе с песней познакомить самый широкий круг людей на всех континентах с богатой и разнообразной культурой Беларуси. Многое мы уже делаем, выступая самостоятельно и в составе белорусских делегаций на лучших сценических площадках и городских площадях России, Армении, Молдавии, Израиля, Ливана, Украины, Латвии, Польши, Таджикистана и других стран. Самую свежую информацию на этот счет наши поклонники всегда могут почерпнуть на сайте ансамбля.
– О чем сегодня болит «песняровская» душа?
– О том, как противостоять засилью фальши и бездуховности. О том, как, пропагандируя самые разные музыкальные стили и жанры, сохранить позитивное жизнеутверждающее начало искусства. Пусть это будут фольклорные обработки, песни известных композиторов или только начинающих – главное, чтобы они были душевные, а их создатели – талантливые. Особенно тревожит постоянное зомбирование слушателей так называемой форматной попсой, круглые сутки звучащей в эфире FM-радиостанций и на TV. Хорошо, что в Беларуси стали поддерживать творчество национальных исполнителей. Но теперь к этим обязательным 75 процентам звучания в эфире нужно бы добавить процентов 50 качества. Вы слышали когда-нибудь, чтобы люди, собравшись за праздничным столом, затянули песню хоть какого-нибудь победителя Евровидения, Сан-Ремо или Рок-коронации? А «Песняров» поют. Вот вам и критерий качества!
– О чем мечтаете?
– О том, что наши новые песни будут такими же популярными, как песни мулявинского периода.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Путин заявил о деградации отношений Москвы и Берлина по вине Германии
  2. Россия ввела временные ограничения на экспорт обогащенного урана в США
  3. Беларусь и Китай подтвердили важность дальнейшего построения равной и неделимой архитектуры безопасности
  4. Владимир Путин побеседовал с Шольцем
  5. Нижегородская область выделит 12,2 млн рублей на субсидирование авиарейсов в Минск
  6. Шольц заявил Путину, что конфликт на Украине необходимо завершить, сообщили в кабмине ФРГ
  7. Полковник СБУ Стариков: Украина вынуждена отступать на четырех направлениях
  8. Беларусь и РФ договорились об обмене электронными паспортами техники
  9. Bloomberg: Владимир Путин и Олаф Шольц собираются поговорить по телефону
  10. Forbes назвал внезапный штурм Купянска силами ВС РФ зловещим знаком для ВСУ
  11. В Беларуси не планируют повышать пенсионный возраст
  12. В ООН отметили приверженность Беларуси многосторонним усилиям по борьбе с торговлей людьми
  13. Более тысячи участников СВО подали заявки на программу «Время героев»
  14. Депутаты Госдумы инициировали проверку на тему фиктивных скидок в онлайн-магазинах
  15. В Кремле объяснили, в чем проблема работы YouTube в России

Парламентское Собрание

Отвечаем на новые провокации, санкции, политические ультиматумы проектом концепции безопасности Союзного государства

Международная обстановка, конфликты у границ, агрессия и милитаризация соседей вынуждают Беларусь и Россию действовать сообща.

Политика

Леонид Слуцкий: «Россия должна стать страной многодетных семей»

Поддержка бойцов на передовой и их семей, цены на продукты, ужесточение миграционной политики, демография. Темы, волнующие каждого жителя страны, Президент РФ Владимир Путин обсудил в Кремле с лидером ЛДПР, членом Комиссии ПС по международным делам, миграционной политике и связям с соотечественниками Леонидом Слуцким.

МНЕНИЯ

Хамелеон, добра не помнящий

Павел Родионов

Себастьян Коу, глава международной федерации легкой атлетики IAAF, да еще барон к тому же, тот еще хамелеон.

В России вновь заработал крупнейший в мире видеохостинг YouTube

Валерий Чумаков

Всё-таки, когда надо – вертикаль власти работает хорошо. Наглядный пример. 13 ноября Президент России Владимир Путин встретился с генеральным директором киноконцерна «Мосфильм» Кареном Шахназаровым.

Пусть собаки-русофобы собственный хвост кусают

Олег Зинченко

Западный автопром заговорил о возвращении в Россию. А надо ли их пускать?

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также