САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Молитва в красках

Богоматерь Одигитрия. Вторая половина XVIII века. Дерево, темпера. Национальный художественный музей Республики Беларусь.

Богоматерь Одигитрия. Вторая половина XVIII века. Дерево, темпера. Национальный художественный музей Республики Беларусь. В самом деле идея, казалось бы, лежит на поверхности: познакомить зрителей с творчеством иконописцев трех братских народов – корни-то общие и наставник один – Византия. Заглянуть в истоки, сравнить манеру письма – интересных выводов будет уйма. Всему этому можно и главу в учебнике истории посвятить, сызмальства дать детям это знание, а вот только в ХХI веке додумались до такого проекта. Инициаторами стали директора Третьяковской галереи и Национального художественного музея Республики Беларусь Валентин Родионов и Владимир Прокопцов. Оценив идею, к ним присоединился и директор национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Сергей Кролевец.
На пресс-конференции, предшествовавшей открытию вернисажа, прозвучало много мудрых и обнадеживающих слов, были зачитаны приветствия от высших иерархов трех государств. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выразил уверенность в том, что «наш народ не забыл о вере и традициях и отсчитывает свою историю не с октября 17-го года. Многовековая история показала, что вместе мы можем быть сильными и сплоченными». Митрополит Киевский и всея Украины Владимир подчеркнул, что «икона – это окно в духовный мир, оказывает огромное влияние на людей и способствует их единению в православной вере». А Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, патриарший Экзарх всея Беларуси, подчеркнул, что «иконы свидетельствуют о тягчайших испытаниях, выпавших на долю наших предков, и высочайших взлетах духа, и, осуществив это крупнейшее национальное собрание трех стран, мы предстоим перед их судом».
И вот она, эта «молитва в красках», по чьему-то меткому определению, перед нами. В залах Инженерного корпуса Третьяковки разместилось 80 икон ХIV-ХIХ веков из музейных собраний Москвы, Киева, Минска. А когда-то они попали в музеи из Новгорода, Пскова, Твери, Великого Устюга, Ярославля. Киевщины, Черниговщины, Волыни, Галиции. Окрестностей Минска, Бреста, Витебска, Могилева, Гомеля. Отбирали иконы с изображениями наших общих святых – князей Бориса и Глеба, которые были канонизированы первыми, их отца князя Владимира, крестившего в 988 году Русь, первых монахов Антония и Феодосия Печерских, митрополита Ростовского Димитрия...
Образам из разных иконописных центров присущи разные черты: стремление к мягкости и лиричности образа – ярославской иконе («Никола»), четкая геральдичность композиции, прозрачность, открытость цвета – новгородской («Князь Владимир»), особая острота образов и лики, написанные темными, почти коричневыми красками, – псковской и ни с чем несравнимые, сине-голубые тона – тверской («Успение Богоматери»). Эту икону называют еще «Голубым Успением». По легенде, нашли ее на соборной колокольне Минска, и белорусы заявили, что повесят образ на самом лучшем месте, когда в сентябре выставка приедет в Минск. И – непременная строгость ликов для всех, каноничность фигур.
Выходим в киевский и белорусский залы, и я понимаю, что имелось в виду. Под влиянием западно-европейской живописи, гуманитарных идеалов Ренессанса украинские и белорусские иконописцы переосмысливали традиционные сюжеты, наполняя их психологизмом, вводили в икону пейзаж. Для украинской иконы было характерно народное течение.
Например, иконы «Вхождение в Иерусалим» и «Бегство в Египет» насыщены деталями из окружающей жизни, отличаются народными типажами. Своеобразие украинского стиля и обусловлено сочетанием народной традиции с искусством живописи, пережившей влияние барокко.
Всеобщее внимание на выставке привлекли работы иконописцев лаврской школы – «Спас Вседержитель» и «Богоматерь Одигитрия» – на медных позолоченных пластинах середины ХVIII столетия. А также иконка-мощевик «Огненное восхождение пророка Илии» с изображением Ильинской церкви Нежинского монастыря, сгоревшей в 1765 году.
Белорусская иконописная школа сформировалась на рубеже ХVI-ХVII веков, и ее особенность проявилась в тяготении к барочному стилю. В белорусской иконе, как и в киевской, слились типично западные черты с народными. Изображения святых трактуются более жизненно, чем на русских иконах, и напоминают живописные образы. Вот «Рождение Богоматери», середина ХVII века – видим множество сценок, теплых, душевных, семейственных. И тщательно выписанная деталь – красный поясок, которым перепеленывают младенца, оберег от злых сил. Позднее белорусскую икону украшают окладами из дерева или металла или декоративной тканью. Недостаток мастерства порой восполняют трогательным простодушием – «Сошествие Святого Духа», «Крещение», «Покров».
На выставке представлены две иконы на один сюжет – «Распятие». И совершенно очевидно, что одна из них по жанру скорее религиозная картина, алтарная живопись католического характера, чем классическая икона. В целом выставка оставляет впечатление древа с тремя раскидистыми ветвями.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также