О счастье домашнего очага
В Белом зале посетители словно пускаются в путешествие во времени: Адам и Ева вкушают запретный плод под деревом в Раю, сварливая свекровь в далекой русской губернии журит робкую невестку, а в маленьком французском городке подслеповатый старик-муж не замечает флирта молодой супруги с бравым кавалером… Характерно обращение художников-маньеристов XVI века к религиозным сюжетам: «Святое семейство» Аньоло Бронзино, «Бегство в Египет» Бартоломео Мурильо и «Грехопадение» Лукаса Кранаха Старшего.
На картинах XVII-XVIII веков художники представляют реальные образы своих современников: ребенок, которого семейная пара забирает у кормилицы, никак не хочет признавать родную мать; мать и дочь, пришедшие к окнам тюрьмы повидать отца, и т.д. Мягкие и теплые тона передают ощущение домашнего уюта, спокойствия, атмосферу неторопливого и размеренного образа жизни героев в окружении множества детей.
Тема взаимоотношений поколений и воспитания детей приобретает особую актуальность в XVIII веке, взять хотя бы знаменитый «Трактат о воспитании» Жан-Жака Руссо. И художники этого времени демонстрируют зрителю, с одной стороны, образцы высокой морали – «Портрет княгини А.П. Голицыной с сыном» работы Марии Виже-Лебрен, а с другой, как бы в назидание, показывают примеры разрушения семейных устоев, к которым приводит брак по расчету.
Тема семьи занимает особое место и в истории русской живописи. В XIX веке необычайно теплые «домашние» образы создает Василий Тропинин. На одной из его картин герой войны 1812 года, отставной подпоручик Дмитрий Воейков предстает как любящий отец – в окружении дочери и ее гувернантки. В творчестве передвижников уделяется пристальное внимание конфликтам поколений. Так, извечная проблема «Кабаних» и «Катерин» отражена в работе Василия Максимова «Злая свекровь».
ХХ век вносит в жизнь человека ощущение хаоса. Для многих семья отходит на второй план, а для кого-то и вовсе становится обузой. Для художников-космополитов парижской богемы начала ХХ века такие понятия, как отечество, родовое гнездо, домашний очаг, чужды и связаны с презираемым благополучием буржуазной жизни. Но тем не менее ни зародившееся феминистическое движение, ни разлагающая мораль анархизма, опрокинувшие традиционный уклад и патриархальные взгляды на супружество, не смогли уничтожить в людях веру в основные ценности бытия.
В работах воспитанников студии «Музеон» ощущается удивительная гармония с окружающим миром. Дети способны подмечать и отображать мельчайшие детали и подробности, которые порой ускользают от взгляда взрослого человека.