Площадной театр
Мастера посвятили встречу Году семьи. У «массовых» режиссеров работы хватает – в спектр интересов театра масс входят и День защиты детей, День города, День матери России, отмечаемый в конце ноября. Участники семинара подчеркнули важность жанра массовых театрализованных представлений для осуществления социальной политики государства. Вспоминали, как в прошлом году провели Московский фестиваль молодежи и студентов, посвященный 50-летию VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года в Москве. По проспекту Мира вместо планировавшихся 8 тысяч прошло 12 тысяч участников. Все закончилось театрализованным представлением. Сейчас префектура СВАО выдвинула этот фестиваль на конкурс социально значимых программ. «Идет соединение нашего дела и той общественной жизни, которой живет любой город, любое село», – отмечалось на семинаре.
Режиссер большинства массовых торжеств Москвы Сергей Комин призвал переосмыслить опыт заграницы. «Бразильского карнавала еще 30 лет назад не существовало. Просто нашлись умные люди, сделали из этого туристический продукт, который сейчас окупается, и полстраны на это замечательно живет. То же самое можно сказать и про испанские карнавалы, итальянские и французские. Одни мы до такой степени богаты, что отказываемся от создания чего-то неповторимо своего, что могло бы стать визитной карточкой Москвы, России, и огромное количество туристов приезжало бы к нам это смотреть».
Ведь на 850-летие Москвы смогли устроить массовое шествие, которое, по словам Комина, его создателя, «достойно рекордов Гиннесса: было 177 декорированных машин, 25 тыс. участников, соответственно одетых и обутых, каждая группа из 200 человек делала свой 4-минутный площадной номер, и все это находилось в постоянном движении. Любой зритель, стоящий на участке улицы протяженностью
4 км, где происходило шествие, мог наблюдать этот калейдоскоп. «Но потом почему-то это дело прикрыли, – посетовал режиссер. – Хотя нам звонили из Италии и Франции: они готовы были участвовать в московском карнавале. Мы их заинтересовали».
По убеждению некоторых участников семинара, ездивших перенимать опыт массовых праздников и в Рио-де-Жанейро, и в Венецию, тамошние карнавалы – достаточно коммерческое искусство и это «не совсем то, что нам хочется. Во всяком случае, школы самбы – это прикрытие. Купите костюм и участвуйте, кто пожелает». Используя возможности нашей художественной культуры, можно бы сделать подобные праздники лучше и интереснее, считают специалисты. Вот только что мешает? Пресловутое отсутствие финансирования или что-то еще?
Нельзя ограничивать территорию праздников Москвой и Петербургом, предостерегали друг друга коллеги по театрально-массовому цеху. Театрализованными праздниками живет вся Россия. Есть фестиваль «От Волги до Дона». В Таганроге – фестиваль народного творчества стран СНГ и Балтии «Содружество», в Саранске – фестиваль угро-финских народов. «Мы – это вся Россия, и мы должны знать обо всех этих праздниках и взаимодополнять друг друга».
Премию «Грани театра масс» со следующего года решено присуждать за проекты «от камерного до суперграндиозного», чтобы вовлечь в орбиту этой награды праздники городов, а также мероприятия регионального значения, связанные с национальной политикой.