САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Помеченный судьбою

Извлечь музыку «изнутри» Его песня «Фронтовики, наденьте ордена» и сегодня звучит как ода героям Великой Отечественной. Мое знакомство с Леонидом Захлевным, как и у большинства слушателей и зрителей, было заочным. Практически каждая песня композитора мгновенно становилась хитом. И когда через много лет судьба наконец свела меня с ним воочию, первое, что я спросил у Леонида Константиновича, ныне руководителя хорошо известного ансамбля «Бяседа», как рождаются его шедевры.

Извлечь музыку «изнутри»
Его песня «Фронтовики, наденьте ордена» и сегодня звучит как ода героям Великой Отечественной. Мое знакомство с Леонидом Захлевным, как и у большинства слушателей и зрителей, было заочным. Практически каждая песня композитора мгновенно становилась хитом. И когда через много лет судьба наконец свела меня с ним воочию, первое, что я спросил у Леонида Константиновича, ныне руководителя хорошо известного ансамбля «Бяседа», как рождаются его шедевры. – Все лучшие мои песни писались за один присест. Садился за инструмент, и буквально через пятнадцать минут рождалась песня. Она не писалась, а буквально вылетала из моей души, словно птица. Наверное, так же она и влетала в души слушателей. Ведь песня не может писаться «в стол» – родившись, она должна именно лететь, иначе ее ждет гибель...
– Вы сначала пишете мелодию, а потом ищете слова или наоборот?
– Я люблю писать песни на слова. Есть такая поэзия, которая уже сама по себе содержит музыку. Надо только суметь извлечь ее «изнутри».
– Не побоюсь штампа, вы сегодня – одна из самых ярких звезд на музыкальном творческом небосводе Беларуси. Ваших «регалий» хватило бы на несколько судеб: народный артист РБ, лауреат Государственной премии РБ, лауреат премии Ленинского комсомола, лауреат премии «За духовное возрождение»… Легко ли давались вам эти вершины? И как вообще начинался путь композитора Захлевного?
– Ничего с неба к нам не падает, чтобы чего-то добиться, надо хорошо потрудиться. Хотя, не спорю, нужна и удача, и везение, и какое-то особенное стечение обстоятельств. Мне кажется, у меня все это было. Думаю, что все мы уже в ранние годы как-то помечены судьбою – кто на взлеты, кто – на падения…
А начинал, как и все, с обычной музыкальной школы, куда пришел, скажем так, не совсем по доброй воле, а по настоянию отца. Ежедневно после школы обязан был еще один час отыграть на баяне дома. Заводился на час будильник, и я играл. Но только раздавался звонок – я бросал баян и сломя голову мчался на улицу к ребятам…
Чтобы человеку проявиться творчески, всегда нужна какая-то внутренняя мотивация. А самое главное, нужны хорошие учителя, которые сумели бы разбудить ее. Мне в этом плане повезло и в музыкальной школе, и в училище, и в консерватории.
– А когда впервые попробовали не играть, а сочинять музыку?
– Еще в училище, к окончанию которого даже сочинил оркестровую пьесу, и сам дирижировал на выпускных экзаменах. Наверное, уже тогда была в душе какая-то искорка, нужно было создать лишь условия, чтобы она разгорелась. Такие условия оказались в консерватории, куда я был направлен после училища как отличник.
Кстати, при поступлении мне предложили сделать выбор – продолжать обучение по классу баяна или идти на композицию. Анатолий Богатырев и Владимир Оловников, которые тогда преподавали в консерватории, предложили пойти на композицию, и я рискнул. Разумеется, это еще ничего не значило, ведь многие учатся в консерватории на композитора, но мало кто, в конце концов, им становится.
– А когда впервые почувствовали, что вы действительно композитор?
– По-настоящему поверил в себя, когда в 1980 году созданный мною цикл военных песен «Память» прозвучал 9 Мая сразу после военного парада по центральному телевидению и по первой программе всесоюзного радио. Исполнял его, кстати, популярный артист Ярослав Евдокимов. Именно за «военный» цикл я получил и свою первую высокую награду – премию Ленинского комсомола Беларуси. Эти песни стали постоянно звучать на торжественных государственных концертах, на радио, телевидении.
– Выбор военной тематики был случайным?
– Я принадлежу к поколению детей, которые еще застали послевоенную разруху. Мы росли на военных песнях – душевных, мелодичных... И, естественно, впитывал в себя лучшее из них. Да и преподаватели консерватории – прекрасные композиторы Оловников, Семеняко, Лученок – подавали нам в этом пример.

Скажи, кто твой поэт
– Ваши песни интонационно очень теплые, лирические, всегда чувствуется их родство с народной музыкой.
– В свое время я основательно занимался фольклором, делал очень много обработок белорусских народных песен. Всегда хочется, чтобы наша музыка была узнаваема в мире именно как белорусская. И идея создать ансамбль народной песни «Бяседа» была вызвана прежде всего именно этим. Кстати, коллективу уже скоро будет 20 лет, и за это время в его репертуаре накопилось много народных песен, которые звучат в нашей аранжировке, – ведь как песню оденешь, так она и зазвучит...
– Скажите, откуда такая мелодичность в ваших песнях – это врожденное?
– Отчасти да. Ведь каждый пишет так, как дышит. Но эти способности никогда не раскрылись бы без учителей. В аспирантуре, куда я поступил после консерватории, моим педагогом был Евгений Глебов – прекраснейший мелодист и профессионал, на мой взгляд – великая личность в музыкальном мире. Он очень повлиял на мое творчество.
– Какая из песен особо дорога вам самому?
– Наверное, первым моим хитом, в современном понимании этого слова, стала песня «Зорачка моя» на слова В. Карызны. Потом эта песня стала столь популярной, что ее стали запускать в эфир практически как народную. Большей награды композитору и не придумаешь. То же было и с «Азерамі дабрыні», «Зямля мая», «Каля Чырвонага касцела»…
– Признаюсь, одна из моих любимых песен…
– Это, кстати, тот самый случай, когда слова Леонида Пранчака уже сами по себе содержат музыку…
– Кстати, многие ваши давние хиты до сих пор постоянно звучат в эфире. Вы, как человек известный, как-то «содействуете» этому?
– Песня «Поле памяти» была написана в 1973 году, но она до сих пор звучит в эфире. И для этого я не предпринимаю никаких усилий. Этим просто некогда заниматься…
– С кем из поэтов вам лучше всего работалось?
– Поэт должен быть единомышленником, и в нем обязательно должна быть искра Божья. Хорошо работалось с В. Некляевым, упомянутыми В. Карызной, Л. Пранчаком. Легко работать с Валентиной Поликаниной – кстати, членом Союза писателей и Беларуси, и России. С ней были написаны прекрасные песни «Звезда надежды», «Надежда, вера и любовь» и другие.
– А кого из российских поэтов вы включили бы в этот перечень?
– На слова А. Коваль-Волкова написана одна из самых известных моих песен «Носите ордена», на слова Р. Гамзатова – «Таинственность», а «Песня моя – комсомол» – на слова Александра Чуркина. Но сегодня больше работаю все же с белорусскими поэтами.
– Есть ли у вас друзья среди российских композиторов? И сохраняете ли творческие связи с Россией сегодня?
– Во времена Союза я дружил с композиторами Олегом Ивановым, Евгением Мартыновым… В России мы с «Бяседой» сейчас бываем довольно часто. Впрочем, не только в России. Недавно побывали на Украине, в Китае, Венесуэле… В общем, стараемся достойно представлять нашу белорусскую музыкальную культуру во всем мире. Но все же основной наш слушатель – белорусский. Жители наших деревенек, местечек, районных центров… Наши люди, поверьте, действительно потрясающие...
– А как насчет слушателя столичного?
– В Минске «Бяседа» регулярно выступает в концертном зале «Минск», и все наши выступления проходят с аншлагом. Это при том, что мы себя никогда никак не «пиарим».
«Мы – как одна семья»
– Говорят, что вы практически сохранили состав коллектива с момента его основания?
– У нас хорошая творческая и человеческая атмосфера. Мы как одна семья… И это, полагаю, тоже зритель чувствует.
– Знаю таких создателей коллективов, которым даже сам вопрос об их смене задавать небезопасно. А как с этим у руководителя «Бяседы»?
– Смену себе я уже давно подготовил. В свое время взял в коллектив баяниста с третьего курса и могу уже смело сказать, что воспитал из него очень хорошего композитора…

Беседовал

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Алексей Оверчук и Дмитрий Мезенцев обсудили выполнение Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства
  2. Сергей Митин: Динамика приобретения техники предприятиями АПК сохраняется за счет господдержки
  3. Прорабатывается визит Лукашенко в Турцию
  4. Журналиста Олега Кашина* объявили в розыск
  5. Вячеслав Володин выразил соболезнования в связи с уходом из жизни генсека ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонга
  6. Умер генсек ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонг
  7. В Минской области стартовал трехдневный учебный сбор курсантов МЧС
  8. Путин обсудил с СБ обеспечение безопасности во время крупных мероприятий
  9. Зеленский допустил, что Украина не сможет вернуть силой утраченные территории
  10. Гершковича приговорили к 16 годам колонии
  11. Пленный сообщил, что солдаты ВСУ настроены ближе к РФ, но боятся преследования
  12. В СК предлагают сразу ставить на воинский учет при получении российского гражданства
  13. Открытие Олимпиады в Париже находится под угрозой срыва из-за забастовки
  14. Лукашенко обозначил задачи по сбору урожая в Беларуси
  15. Лукашенко: Ликвидаторы последствий урагана в Беларуси достойны госнаград

МНЕНИЯ

Месье Шариковы с дуба рухнули

Олег Зинченко

Скоро Франция как шелудивый пёс начнёт охотиться за собственным хвостом.

Во Львове убита главная укронацистка

Михаил Васильев

Фарион поплатилась за свою зоологическую ненависть ко всему русскому

Летите, соколы, летите

Павел Родионов

Новость, похожая на анекдот, пришла днях из зоны СВО.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также