«МЫ – СЛАВЯНЕ»
Николай Бурляев, открывая конференцию в Паломническом центре Московского патриархата, отметил позитивные, на его взгляд, сдвиги в политике центральных каналов телевидения. Раньше «Золотой Витязь» не брал на конкурс фильмы Первого телеканала и телеканала «Россия», поскольку не было картин, отвечающих девизу фестиваля. В последние годы фильмы «Доктор Живаго», «В круге первом», «Грозовые ворота» завоевали призы на кинофоруме.
Н. Бурляев, имея в виду немногих деятелей культуры, стремящихся к духовности в искусстве. Затем обрушился с критикой на «рыночников» от искусства: «Мои коллеги по киноцеху, идеологи рынка, говорят, что с прокатом все обстоит потрясающе, потому что строится много кинотеатров с Dolbi и попкорном. Я им задаю вопрос: а на чьи деньги?» Идет вестернизация России и российского кинематографа, и противостоять этому могут лишь единицы.
По словам киноведа из Сербии Божидара Зечевича, невозможно примириться с тем количеством «агрессии, насилия, преступлений и глобального богоборчества», которое зрители видят на экране. Режиссеров, стремящихся создавать духовное кино, не более одного процента – очень мало, если говорить о мультикультурном мире.
Но христианство и начиналось как активное духовное меньшинство в мире распадающегося зла. «Варварский материализм возвращает нас в эпоху гонений», – заключил Зечевич.
Вице-президент кинофорума «Золотой Витязь» Маргарит Николов (Болгария) завел разговор о «варварском посягательстве на великую память отцов, которые воевали против фашизма и отдали свою жизнь за освобождение Европы». То в одном, то в другом месте происходит поругание памятников Неизвестному солдату, и наряду с этим «появляются памятники откровенным фашистам. Это нельзя допускать», – предостерег кинодеятель.
В последние десятилетия день 9 Мая стал отмечаться как День Европы. (В этот день в 1950 году была опубликована декларация министра иностранных дел Франции
Р. Шумана об объединении экономических усилий ряда европейских стран, которая послужила основой для создания Евросоюза.) «Но получается так, что в СМИ не говорят о Дне Великой Победы. Почему мы позволяем происходить духовному отступлению? Мы же славяне, мы православные. И нам следовало бы праздновать 9 Мая как День великого жертвоприношения славянства и православия для спасения Европы от фашизма», – призвал М. Николов. Николай Бурляев напомнил в связи с этим слова
Ф. Достоевского: «В славянском вопросе не славянство, не славизм сущность, а православие».
Белорусский режиссер Валерий Рыбарев отметил, что «в жесткой мировоззренческой борьбе за экран наш сектор, к сожалению, очень мал. Жаль, что в наших беседах не участвуют те, кто владеет информационным пространством. Без усилий с их стороны расширить наш сектор не удастся. Потому что даже в среде единомышленников эстетические взгляды на то, какой должна быть христианская культура, очень разные. И есть компромиссы, которые я с трудом могу принять, – сказал он, имея в виду фильм конкурсного показа «Мы из будущего» российского режиссера А. Малюкова. – Если мы будем разговаривать с молодежью языком улицы, это ее не возвысит».
В заключение режиссер пожалел, что прокатный объем российского кинематографа в Белоруссии составляет лишь 8%. Эта ситуация «катастрофична», считает Рыбарев. Механизмов расширения российского присутствия в кинотеатрах пока нет, 87% проката приходится на американское кино.
Режиссер-документалист из Петербурга Валентина Матвеева, автор трилогии «Апостол любви» о митрополите Антонии Сурожском, рассказала о том, как снимала фильм в петербургской тюрьме, где была устроена церковь святителя Тихона Задонского.
«Я ходила на съемки вместе с духовником и, когда разговаривала с заключенными, интересовалась, как они пришли в церковь. Я нашла очень простую мысль, которую долго не могла выразить словами: все они совершили преступления, потому что когда-то кто-то их не долюбил – в то время, когда они были во чреве матери, младенцами, юношами или зрелыми людьми. Поэтому я взяла в фильм слова св. Тихона Задонского о христианской любви, которая играет огромную роль в жизни человека».
– Наша с вами задача, – сказала В. Матвеева, – разыскивать в жизни любовь и рассказывать о ней. – Неправда, что искусство не может ничему научить. Человек невольно подражает тому, что видит на экране.
Несмотря на то что документальные фильмы, подобные тем, которые снимает В. Матвеева, телевидение практически не показывает, они расходятся по стране. «Мне постоянно кто-нибудь звонит и благодарит. Весь мир судит сегодня о России по нашему телевидению. Образ Родины там непригляден – как будто это страна пьяниц и наркоманов. А мы с вами живем как бы позади экрана. Но мы встречали потрясающих представителей народа в глубинке. О них и стоит снимать кино».