«ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ» ПЕРЕД ВЫЗОВАМИ ВЕКА
В Москве прошел ХVII Международный кинофестиваль «Золотой Витязь». В семи конкурсных программах было показано более 200 фильмов. В фестивале приняли участие представители Украины, Беларуси, Болгарии, Сербии, Польши, а также Азербайджана, Мексики, Израиля, Канады, всего 30 с лишним стран.
Россия взяла «золото» в конкурсах игровых фильмов (Гран-при все тем же «12» Никиты Михалкова), документальных («Галина Шурепова – «человек-амфибия» Алексея Малечкина) и в анимации (прелестная лента Марии Муат «Он и Она» по повести Гоголя «Старосветские помещики»). Но «прорывом» президент кинофорума, народный артист России Николай Бурляев назвал развитие кинематографа Болгарии. Что неудивительно – в этом году отмечаем 130-летие освобождения Болгарии от османского ига, в борьбе с которым положено 300 тысяч русских голов.
В последние дни фестиваля в Доме кино устроили спецпоказ в честь этой свято чтимой болгарами даты (а также в честь 1020-летия Крещения Руси), где зрители увидели болгаро-российскую ленту Владимира Штерянова «Скобелев. Белый генерал», телефильм Костадина Бонева «Военный корреспондент» и другие болгарские ленты. «Золотого Витязя» удостоен игровой фильм «Сторож мертвых» Илияна Симеонова – о мальчике-сироте, хранителе кладбища. К сожалению, автор не дожил до дня своего триумфа.
«Считаю, что кинематограф Болгарии поднимается в полный рост, – сказал президент «Золотого Витязя» Николай Бурляев, подводя итоги кинофорума, – и заявляет высочайший европейский уровень по авторской мысли, режиссуре, актерскому ансамблю. «Сторож мертвых» едва ли не панихида болгар по себе сегодняшним, крик боли и отчаяния, подспудное желание все изменить…»
Игровой конкурс без каких-либо экивоков откомментировал председатель жюри. В частности, он сказал, что ни один из фильмов о войне (белорусский «Враги», российский «Мы из будущего» и хорватско-боснийско-герцеговинский «Живые и мертвые») «не достойны этого материала, поскольку в них сбиты исторические ориентиры».
Режиссер процитировал своего учителя Георгия Товстоногова, который требовал на репетициях говорить тихо, поскольку «громко врать легче, и не только в искусстве, но и в политике». И это очень серьезный упрек кинематографистам. «Мы ждем достойного фильма о войне, и, я уверен, он будет яростно-талантлив», – сказал Александр Аскольдов. Председатель жюри отметил, что сильнейшие кинематографии Узбекистана, Казахстана, Киргизии сегодня, увы, «только учатся вновь ходить».
Рядом с болгарами на волне оказались финны («Серебряный Витязь» – фильму Клауса Хярё «Мама моя») и мексиканцы («Бронзовый Витязь» за картину «Безмолвный свет» Карлоса Рейгадаса). Семейные, между прочим, сюжеты, поскольку в Год семьи составители программ уделяли им особое внимание.
Белорусские режиссеры в этом году активно работали в жюри: Валерий Рыбарев судил художественное кино, а Сергей Катьер – короткометражные фильмы. Программа документальных фильмов из Беларуси была одной из самых ярких.
«Золотой Витязь» достался фильму лауреата Государственной премии Белоруссии, обладателю многочисленных призов и наград, художественному руководителю студии «Летопись» на «Беларусьфильме» Михаилу Ждановскому. Его картина «Во все дни» родилась из долгих наблюдений за действиями православного художника Анатолия Кузнецова, который в Куропатах под Минском ухаживает за кладбищем жертв расстрелов 30-40-х годов, а также времен войны. Восстанавливает кресты, убирает территорию, а главное, пишет иконы на валунах. Когда-то здесь планировалось построить храм…
Эта волнительная история о том, что всегда находится человек, который берет на себя миссию спасения того, что не должно погибнуть, снята без единого диалога и даже без звуков музыки. Природа и человек слушают и – слышат друг друга.
Настоящим триумфатором фестиваля стала белорусский документалист Галина Адамович. Автор трогательной короткометражки «Мама придет» – о первом столкновении малышей с миром людей. Ребенок впервые в жизни остался без мамы, которая, твердят ему воспитательницы в яслях, «обязательно придет». И он целый день ждет ее, усевшись на скамеечке у входа, упорно отказываясь пить, есть, спать… Фильм был показан на церемонии открытия и снискал диплом «Золотого Витязя», призы Парламентского Собрания Союза Беларуси и России и Фонда Андрея Первозванного.
На фестивале провели День Косова, участники фестиваля побывали на приеме в посольстве Сербии в РФ. Были показаны фильмы о поругании древних сербских храмов, расширенный их показ прошел во внеконкурсной программе «Кинематографисты мира против терроризма» в культурном центре ФСБ РФ.
«Хорошо вам, сербам, – горько шутят коллеги, – в любой точке камеру поставил – и фильм готов». «И это правда, – говорит вице-президент «Золотого Витязя», драматург, режиссер и продюсер Йован Маркович. – И мы благодарны «Витязю» за то, что фильмы о разрушении святынь Сербии видят во всем мире. Так, после проведения фестиваля в Смоленске фильмы о бомбардировках Белграда увидели в 60 странах».
В фильмах о трагедии Косова поражает стояние сербов за Веру и безграничная их любовь к русским братьям. Смотришь, и не покидает мысль – ну почему Россия ищет друзей совсем не в тех краях?!.
Как бы то ни было, «Золотой Витязь», этот немногословный фестиваль-боец, продолжает сплачивать под своими знаменами подвижников Веры и сторонников сильного Российского государства. Николай Бурляев ни на йоту не отступает от своей миссии. И на этом форуме, пожалуй, финансово наименее обеспеченном за все годы, считаю, ему был знак. На церемонию закрытия фестиваля пришел новый министр культуры Александр Авдеев. И, в отличие от предшественников, выступив, не покинул зал. А так и сидел в одном из первых рядов рядом с самыми «золотыми» лауреатами – Эльдаром Рязановым (Золотая медаль С.Ф. Бондарчука «За выдающийся вклад в кинематограф»), Резо Чхеидзе (вице-президент фестиваля, народный артист СССР и лауреат Ленинской премии получил спецприз «Золотого Витязя» за фильм «Свеча со Гроба Господня» по рассказу Сельмы Лагерлёф), Никитой Михалковым.
А сказал Александр Авдеев буквально следующее: «Фестиваль «Золотой Витязь» не просто состоялся, он утвердился в нашем обществе. Хороший символ, что он проходит в Дни праздника славянской письменности, культуры и христианского просвещения, в дни благодарения нашего равноапостольным Кириллу и Мефодию, которые дали нам Библию на старославянском языке. Славянские народы смогли прочитать ее, и это сразу сблизило их. Прошло уже 10 веков с тех пор, как мы стали христианской цивилизацией, и с течением времени, конечно же, наблюдаем преломление христианских ценностей. Тем благороднее миссия «Золотого Витязя», взявшегося охранять эти ценности.
Очень хорошо, что на фестивале показывают программу «Кинематографисты мира против террора». Уверяю вас, что никто не знает, как решить эту проблему, – ни НАТО, ни ООН, а вот культура может способствовать обнаружению очагов терроризма, их затуханию, а может, и ликвидации. Там, где народы уважительно относятся к культуре друг друга, не бывает национальных конфликтов. Утверждаю – то, что сделали в Косове с национальными культурными святынями, – позор всего человечества! И я выражаю солидарность с теми, кто противостоит вакханалии.
Фестиваль подтверждает то, что духовная жизнь культуры оказалась перед вызовами ХХ1 века. Этносы сегодня активно перемещаются, миграционные потоки в движении, а рынок, по сути, выхолащивает духовные, нравственные ценности, и многим противопоставить этому нечего. Христианская культура имеет богатый опыт положительного воздействия на соседей, и хорошо, что «Золотой Витязь» открыт для мира. Замечательно, что в его работе принимают участие кинематографисты Европы и Азии. Сотрудничая, вы раздвигаете рамки духовных понятий. Сергий Радонежский говорил, что мир спасут любовь и единство. И культура, добавил бы я. Потому что ни на оружие, ни на экономику, ни на международное право не следует уповать, прежде всего нас спасут духовность и культура. И уважение к культурам других народов».
После выступления Александра Алексеевича почему-то подумалось, что фестиваль Николая Бурляева и его сподвижников вступает в новую эру, в которой на государственном уровне наконец-то оценят его самой высокой мерой.
Нельзя не отметить, что в Москве фестиваль потерял тот блеск и ту яркость, которые отличают его в дни проведения в городах России. Не было пышных приемов, экскурсий, встреч со зрителями, гала-концертов. Штаб фестиваля располагался в Паломническом центре Московской патриархии (бывшая гостиница «Университетская»), там жили участники и – в нескольких залах – проходили кинопоказы. Атмосфера была деловой, а программы, как всегда, разнообразными. Правда, в этом году было заметно меньше работ мастеров.
Россия взяла «золото» в конкурсах игровых фильмов (Гран-при все тем же «12» Никиты Михалкова), документальных («Галина Шурепова – «человек-амфибия» Алексея Малечкина) и в анимации (прелестная лента Марии Муат «Он и Она» по повести Гоголя «Старосветские помещики»). Но «прорывом» президент кинофорума, народный артист России Николай Бурляев назвал развитие кинематографа Болгарии. Что неудивительно – в этом году отмечаем 130-летие освобождения Болгарии от османского ига, в борьбе с которым положено 300 тысяч русских голов.
В последние дни фестиваля в Доме кино устроили спецпоказ в честь этой свято чтимой болгарами даты (а также в честь 1020-летия Крещения Руси), где зрители увидели болгаро-российскую ленту Владимира Штерянова «Скобелев. Белый генерал», телефильм Костадина Бонева «Военный корреспондент» и другие болгарские ленты. «Золотого Витязя» удостоен игровой фильм «Сторож мертвых» Илияна Симеонова – о мальчике-сироте, хранителе кладбища. К сожалению, автор не дожил до дня своего триумфа.
«Считаю, что кинематограф Болгарии поднимается в полный рост, – сказал президент «Золотого Витязя» Николай Бурляев, подводя итоги кинофорума, – и заявляет высочайший европейский уровень по авторской мысли, режиссуре, актерскому ансамблю. «Сторож мертвых» едва ли не панихида болгар по себе сегодняшним, крик боли и отчаяния, подспудное желание все изменить…»
Игровой конкурс без каких-либо экивоков откомментировал председатель жюри. В частности, он сказал, что ни один из фильмов о войне (белорусский «Враги», российский «Мы из будущего» и хорватско-боснийско-герцеговинский «Живые и мертвые») «не достойны этого материала, поскольку в них сбиты исторические ориентиры».
Режиссер процитировал своего учителя Георгия Товстоногова, который требовал на репетициях говорить тихо, поскольку «громко врать легче, и не только в искусстве, но и в политике». И это очень серьезный упрек кинематографистам. «Мы ждем достойного фильма о войне, и, я уверен, он будет яростно-талантлив», – сказал Александр Аскольдов. Председатель жюри отметил, что сильнейшие кинематографии Узбекистана, Казахстана, Киргизии сегодня, увы, «только учатся вновь ходить».
Рядом с болгарами на волне оказались финны («Серебряный Витязь» – фильму Клауса Хярё «Мама моя») и мексиканцы («Бронзовый Витязь» за картину «Безмолвный свет» Карлоса Рейгадаса). Семейные, между прочим, сюжеты, поскольку в Год семьи составители программ уделяли им особое внимание.
Белорусские режиссеры в этом году активно работали в жюри: Валерий Рыбарев судил художественное кино, а Сергей Катьер – короткометражные фильмы. Программа документальных фильмов из Беларуси была одной из самых ярких.
«Золотой Витязь» достался фильму лауреата Государственной премии Белоруссии, обладателю многочисленных призов и наград, художественному руководителю студии «Летопись» на «Беларусьфильме» Михаилу Ждановскому. Его картина «Во все дни» родилась из долгих наблюдений за действиями православного художника Анатолия Кузнецова, который в Куропатах под Минском ухаживает за кладбищем жертв расстрелов 30-40-х годов, а также времен войны. Восстанавливает кресты, убирает территорию, а главное, пишет иконы на валунах. Когда-то здесь планировалось построить храм…
Эта волнительная история о том, что всегда находится человек, который берет на себя миссию спасения того, что не должно погибнуть, снята без единого диалога и даже без звуков музыки. Природа и человек слушают и – слышат друг друга.
Настоящим триумфатором фестиваля стала белорусский документалист Галина Адамович. Автор трогательной короткометражки «Мама придет» – о первом столкновении малышей с миром людей. Ребенок впервые в жизни остался без мамы, которая, твердят ему воспитательницы в яслях, «обязательно придет». И он целый день ждет ее, усевшись на скамеечке у входа, упорно отказываясь пить, есть, спать… Фильм был показан на церемонии открытия и снискал диплом «Золотого Витязя», призы Парламентского Собрания Союза Беларуси и России и Фонда Андрея Первозванного.
На фестивале провели День Косова, участники фестиваля побывали на приеме в посольстве Сербии в РФ. Были показаны фильмы о поругании древних сербских храмов, расширенный их показ прошел во внеконкурсной программе «Кинематографисты мира против терроризма» в культурном центре ФСБ РФ.
«Хорошо вам, сербам, – горько шутят коллеги, – в любой точке камеру поставил – и фильм готов». «И это правда, – говорит вице-президент «Золотого Витязя», драматург, режиссер и продюсер Йован Маркович. – И мы благодарны «Витязю» за то, что фильмы о разрушении святынь Сербии видят во всем мире. Так, после проведения фестиваля в Смоленске фильмы о бомбардировках Белграда увидели в 60 странах».
В фильмах о трагедии Косова поражает стояние сербов за Веру и безграничная их любовь к русским братьям. Смотришь, и не покидает мысль – ну почему Россия ищет друзей совсем не в тех краях?!.
Как бы то ни было, «Золотой Витязь», этот немногословный фестиваль-боец, продолжает сплачивать под своими знаменами подвижников Веры и сторонников сильного Российского государства. Николай Бурляев ни на йоту не отступает от своей миссии. И на этом форуме, пожалуй, финансово наименее обеспеченном за все годы, считаю, ему был знак. На церемонию закрытия фестиваля пришел новый министр культуры Александр Авдеев. И, в отличие от предшественников, выступив, не покинул зал. А так и сидел в одном из первых рядов рядом с самыми «золотыми» лауреатами – Эльдаром Рязановым (Золотая медаль С.Ф. Бондарчука «За выдающийся вклад в кинематограф»), Резо Чхеидзе (вице-президент фестиваля, народный артист СССР и лауреат Ленинской премии получил спецприз «Золотого Витязя» за фильм «Свеча со Гроба Господня» по рассказу Сельмы Лагерлёф), Никитой Михалковым.
А сказал Александр Авдеев буквально следующее: «Фестиваль «Золотой Витязь» не просто состоялся, он утвердился в нашем обществе. Хороший символ, что он проходит в Дни праздника славянской письменности, культуры и христианского просвещения, в дни благодарения нашего равноапостольным Кириллу и Мефодию, которые дали нам Библию на старославянском языке. Славянские народы смогли прочитать ее, и это сразу сблизило их. Прошло уже 10 веков с тех пор, как мы стали христианской цивилизацией, и с течением времени, конечно же, наблюдаем преломление христианских ценностей. Тем благороднее миссия «Золотого Витязя», взявшегося охранять эти ценности.
Очень хорошо, что на фестивале показывают программу «Кинематографисты мира против террора». Уверяю вас, что никто не знает, как решить эту проблему, – ни НАТО, ни ООН, а вот культура может способствовать обнаружению очагов терроризма, их затуханию, а может, и ликвидации. Там, где народы уважительно относятся к культуре друг друга, не бывает национальных конфликтов. Утверждаю – то, что сделали в Косове с национальными культурными святынями, – позор всего человечества! И я выражаю солидарность с теми, кто противостоит вакханалии.
Фестиваль подтверждает то, что духовная жизнь культуры оказалась перед вызовами ХХ1 века. Этносы сегодня активно перемещаются, миграционные потоки в движении, а рынок, по сути, выхолащивает духовные, нравственные ценности, и многим противопоставить этому нечего. Христианская культура имеет богатый опыт положительного воздействия на соседей, и хорошо, что «Золотой Витязь» открыт для мира. Замечательно, что в его работе принимают участие кинематографисты Европы и Азии. Сотрудничая, вы раздвигаете рамки духовных понятий. Сергий Радонежский говорил, что мир спасут любовь и единство. И культура, добавил бы я. Потому что ни на оружие, ни на экономику, ни на международное право не следует уповать, прежде всего нас спасут духовность и культура. И уважение к культурам других народов».
После выступления Александра Алексеевича почему-то подумалось, что фестиваль Николая Бурляева и его сподвижников вступает в новую эру, в которой на государственном уровне наконец-то оценят его самой высокой мерой.