Дороги, ведущие в Рим
В Московском музее архитектуры им. Щусева проходит фотовыставка Максима Атаянца «Римский мир». Максим Атаянц – не фотохудожник и не живописец. Он – профессиональный и, надо сказать, весьма востребованный петербургский архитектор. Он строит загородные дома под Петербургом и таунхаусы в Феодосии, поместья в Подмосковье и виллы в Парме и Лугано. И при этом успевает путешествовать по Римской империи, давно уже стертой с лица земли.
«Римский мир. Часть I» – это итог странствий по Ближнему Востоку и Северной Африке. На этих фотографиях вы практически не найдете общепризнанных туристических «хитов». Исхоженные туристами вдоль и поперек Баальбек и Петра сняты так, что даже не раз побывавший там человек не сразу узнает многажды виденное. Ради «хитов» профессионалу не стоило отправляться за тридевять земель.
Путешествия эти нельзя назвать ни легкими, ни комфортными. Все эти Цезареи и Киренаики – далеко не райские уголки. И климат суров, и жители далеко не всегда дружелюбны: то снимать вообще не разрешат, а то таких денег потребуют, что снимок воистину золотым окажется. В его объектив попадают памятники малоизвестные и труднодоступные. Перед такими фотографиями останавливаешься в немом изумлении: пологие холмы без малейших признаков цивилизации, и среди этой первозданности и дикости – резная арка – вход в никуда, выход из ниоткуда…
У Атаянца в руках – живая камера. Она не просто «видит» портик или фронтон, она «чувствует» каждый изгиб камня, ставшего произведением искусства в руках никому не известного мастера. Ведь в объективе – настоящие шедевры, созданные во втором веке нашей эры – воистину золотом веке римской архитектуры. Этот период – непревзойденная вершина античного зодчества, вершина, с которой оно, повинуясь неумолимому закону времени, сорвалось в пучину Темных веков, предшествовавших Средневековью.
Но все эти фотографии – не просто отчет о проделанной работе, не визуальный путевой дневник, который приятно показывать друзьям и коллегам. Это – информация к размышлению. Более того, руководство к действию, источник вдохновения для собственного творчества, для создания вполне сегодняшних зданий – офисов, многоквартирных комплексов, частных домов. То есть для вполне реальной, осязаемой архитектуры. Зачастую эти снимки становятся «оправдательными документами» для капризного заказчика, требующего объяснить, почему именно такие колонны поддерживают своды его зимнего сада и именно такая арка служит парадным въездом в усадьбу.
Ругать так называемую коммерческую архитектуру сегодня стало чуть ли не признаком хорошего тона: безвкусно, бесстильно, аляповато, чтобы не сказать уродливо! Оно и понятно. Ругать – не строить. Попытаться одухотворить ее, наполнить гармонией, возвысить ее до уровня подлинного искусства – задача, которая по плечу далеко не каждому архитектору. Максим Атаянц стремится не просто вписать архитектуру века первого в век двадцать первый, он мечтает о том, чтобы она смогла обрести в нашем времени новую жизнь, яркую и динамичную. Скажете – фантастика? Возможно. Но простые задачи творческому человеку не интересны.