САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Дороги, ведущие в Рим

В Московском музее архитектуры им. Щусева проходит фотовыставка Максима Атаянца «Римский мир». Максим Атаянц – не фотохудожник и не живописец. Он – профессиональный и, надо сказать, весьма востребованный петербургский архитектор. Он строит загородные дома под Петербургом и таунхаусы в Феодосии, поместья в Подмосковье и виллы в Парме и Лугано. И при этом успевает путешествовать по Римской империи, давно уже стертой с лица земли.

В Московском музее архитектуры им. Щусева проходит фотовыставка Максима Атаянца «Римский мир». Максим Атаянц – не фотохудожник и не живописец. Он – профессиональный и, надо сказать, весьма востребованный петербургский архитектор. Он строит загородные дома под Петербургом и таунхаусы в Феодосии, поместья в Подмосковье и виллы в Парме и Лугано. И при этом успевает путешествовать по Римской империи, давно уже стертой с лица земли. К счастью, стертой не до конца. В Марокко и Алжире, Ливане и Сирии, В Галии и Британии, Фракии и Мезии непонятно каким чудом уцелели причудливые осколки былого ее величия – храмов и терм, театров, мавзолеев и конюшен. В своих странствиях по Римскому миру Атаянц движется от окраины к центру. Рано или поздно, дорога приведет его в Вечный город и тогда… Впрочем, кто предугадает, куда может путника привести его дорога.
«Римский мир. Часть I» – это итог странствий по Ближнему Востоку и Северной Африке. На этих фотографиях вы практически не найдете общепризнанных туристических «хитов». Исхоженные туристами вдоль и поперек Баальбек и Петра сняты так, что даже не раз побывавший там человек не сразу узнает многажды виденное. Ради «хитов» профессионалу не стоило отправляться за тридевять земель.
Путешествия эти нельзя назвать ни легкими, ни комфортными. Все эти Цезареи и Киренаики – далеко не райские уголки. И климат суров, и жители далеко не всегда дружелюбны: то снимать вообще не разрешат, а то таких денег потребуют, что снимок воистину золотым окажется. В его объектив попадают памятники малоизвестные и труднодоступные. Перед такими фотографиями останавливаешься в немом изумлении: пологие холмы без малейших признаков цивилизации, и среди этой первозданности и дикости – резная арка – вход в никуда, выход из ниоткуда…
У Атаянца в руках – живая камера. Она не просто «видит» портик или фронтон, она «чувствует» каждый изгиб камня, ставшего произведением искусства в руках никому не известного мастера. Ведь в объективе – настоящие шедевры, созданные во втором веке нашей эры – воистину золотом веке римской архитектуры. Этот период – непревзойденная вершина античного зодчества, вершина, с которой оно, повинуясь неумолимому закону времени, сорвалось в пучину Темных веков, предшествовавших Средневековью.
Но все эти фотографии – не просто отчет о проделанной работе, не визуальный путевой дневник, который приятно показывать друзьям и коллегам. Это – информация к размышлению. Более того, руководство к действию, источник вдохновения для собственного творчества, для создания вполне сегодняшних зданий – офисов, многоквартирных комплексов, частных домов. То есть для вполне реальной, осязаемой архитектуры. Зачастую эти снимки становятся «оправдательными документами» для капризного заказчика, требующего объяснить, почему именно такие колонны поддерживают своды его зимнего сада и именно такая арка служит парадным въездом в усадьбу.
Ругать так называемую коммерческую архитектуру сегодня стало чуть ли не признаком хорошего тона: безвкусно, бесстильно, аляповато, чтобы не сказать уродливо! Оно и понятно. Ругать – не строить. Попытаться одухотворить ее, наполнить гармонией, возвысить ее до уровня подлинного искусства – задача, которая по плечу далеко не каждому архитектору. Максим Атаянц стремится не просто вписать архитектуру века первого в век двадцать первый, он мечтает о том, чтобы она смогла обрести в нашем времени новую жизнь, яркую и динамичную. Скажете – фантастика? Возможно. Но простые задачи творческому человеку не интересны.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Польша намерена разместить механизированную бригаду на границе с Беларусью
  2. В Минский зоопарк передали амурского тигренка, спасенного в Хабаровском крае
  3. США приостанавливают выделение помощи Грузии в связи с принятием закона об иноагентах, заявил Блинкен
  4. Только у нас на канале: К чему привела замена Байдена на Камалу Харрис и как мир реагирует на шабаш в Париже
  5. Пахомов: С января мы приняли 11 важных федеральных законов, еще 52 законопроекта на рассмотрении Комитета
  6. Путин подписал указ о присвоении 314 отдельному радиотехническому полку почетного наименования
  7. Госдума: Бойцам СВО не грозит арест за использование гаджетов для боевых задач
  8. Володин: У политиков отпусков не бывает
  9. Вячеслав Володин: «закон Путина» об индексации пенсий работающим пенсионерам — это закон, который ждали все
  10. Завальный: Ситуация на российском рынке нефти и нефтепродуктов стабильна и управляема
  11. Госдума обязала иностранцев, получающих гражданство РФ, вставать на воинский учет
  12. Белоусов: РФ рассматривает Индонезию как одного из важнейших партнеров в АТР
  13. Владимир Путин: Рынок Индонезии представляет большой интерес для России
  14. Обращение ГД «К Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину по вопросу корректировки подзаконных актов в сфере миграционной политики»
  15. В России запретили продажу энергетиков детям

Парламентское Собрание

Елена Афанасьева: Бюджет - не для «поющих трусов»!

России нужна не цензура, а кодекс поведения артистов и порядок их финансирования.

Политика

Новороссия принадлежит России со времен Елизаветы

А защита Крыма - задача номер один.

МНЕНИЯ

Поздно спохватились

Татьяна Вахромеева

Военная стратегия США на поверку оказалась провальной.

Принять за 16 минут

Валерий Чумаков

Депутаты Государственной Думы за один день приняли два десятка важнейших законов

Тридцать две безнадежных надежды

Геннадий Давыдько

В Париже проходят Олимпийские игры. В них участвуют тридцать два наших соотечественника.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также