[02] Рождественские чтения
Славянская культура и православие По традиции, ежегодно в конце января по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в Москве проходят Международные Рождественские образовательные чтения «Церковь и общество». В этом году они прошли в шестнадцатый раз. Их тема – «Православные ценности и современное образование»...
По традиции, ежегодно в конце января по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в Москве проходят Международные Рождественские образовательные чтения «Церковь и общество». В этом году они прошли в шестнадцатый раз. Их тема – «Православные ценности и современное образование»... В рамках направления «Церковь и общество» в Государственной академии славянской культуры при поддержке Отдела катехизации и религиозного образования Московской епархии и Управы района Северное Тушино работал «круглый стол» «Христианская культура и славянский мир». В заседаниях «круглого стола» приняли участие историки и культурологи, филологи и краеведы, служители церкви и социологи, преподаватели школ и вузов из России, Беларуси и Польши. Белоруссию на этом форуме представляли Алексей Иванов, проректор по научной работе Могилевского государственного университета им. Кулешова, Дмитрий Карев, завкафедрой экономической теории, и Олег Романов, доцент кафедры философии Гродненского государственного университета им. Янки Купалы.
Главной темой выступления Алексея Иванова «Христианское мироощущение в современной русскоязычной литературе Беларуси» стала преемственность нравственных канонов, которые современная литература унаследовала от литературы древней, несмотря на многочисленные исторические катаклизмы. Приход христианства на белорусские земли в X-XI веках стал тем катализатором, который и вызвал рождение белорусской литературы. Сочинения религиозно-нравственного содержания – вот тот источник, с которого все и начиналось. И первая печатная белорусская книга, появившаяся на свет в 1517 году благодаря выдающемуся просветителю Франциску Скорине, была не чем иным, как Библией. Причем в деле книгопечатания Беларусь почти на полстолетия опередила Московскую Русь, где первая печатная книга появилась только в 1573-м.
В истории белорусской литературы были и взлеты, и падения: пышный расцвет в XV и особенно в XVI веках сменился периодом упадка и оскудения, XIX век снова был ознаменован подъемом. И не в последнюю очередь это определялось тем, какую роль играла православная церковь в жизни белорусского общества. Как только католичество объявляло очередной «крестовый поход» против православия, это сразу отражалось на культурной жизни народа в целом (поскольку священники несли ему не только слово Божье, но и просвещение, помогали беречь и передавать из поколения в поколение традиции и обычаи), и на состоянии литературы в частности (большая часть которой продолжала оставаться религиозной). XX век – век «воинствующего безбожия» – это вообще отдельная страница в истории белорусской литературы. Как, собственно, и литератур остальных «братских советских народов», не избегнувших сильнейшего прессинга со стороны «партии и правительства».
Что же касается современной белорусской литературы, то есть литературы, возникшей после распада СССР, то здесь четко прослеживаются два основных направления. Литераторы западных белорусских земель пытаются интегрироваться в современные западные течения и, когда речь заходит о христианских ценностях, придерживаются взглядов, исповедуемых католической церковью. Писатели, чьи корни принадлежат восточным землям, стремятся консолидироваться со своими российскими коллегами и опираться в своем творчестве на единое православное прошлое русского и белорусского народов. В этом отношении Беларусь не представляет собой феномена. Аналогичная картина наблюдается, к примеру, и в современной украинской литературе. Общая культурная (не говоря уже о политической) ситуация, важнейшей составляющей которой по праву является литература, на Левобережной Украине, в середине XVII века вошедшей в состав Российской империи, вовсе не тождественна той ситуации, которая сложилась на Украине Правобережной. Таким образом, главный вывод, сделанный Алексеем Ивановым в итоге своего выступления, состоял в том, что не учитывать роль геополитического фактора в формировании основных целей и ценностей в современной белорусской литературе абсолютно недопустимо.
Два других выступления – Дмитрия Карева «Православная церковь и белорусское общество. XI-XXI века. Историографические аспекты» и Олега Романова «Религиозные основы славянской государственности» – основывались на современных концепциях влияния православной церкви на становление славянских народов, их государственное оформление и духовное развитие.
Подводя итоги «круглого стола» «Христианская культура и славянский мир», доктор философских наук, профессор Михаил Громов, первый проректор Государственной академии славянской культуры, заведующий сектором русской философии Института философии РАН, отметил, что сегодня в мире наблюдается неуклонный рост интереса к славянской культуре, которая наряду с романской и германской стала фундаментом для многогранной европейской культуры. И тот факт, что корнями своими славянская культура уходит именно в православие, позволяет поддерживать пусть и зыбкое, но все-таки равновесие взаимовлияний мировых религий в современном мире.