[01] Возвращение Высоцкого
В программе были отражены основные направления творчества народного поэта и барда. Конечно, организаторы не обошли вниманием военную тему. Владимир не был на войне, но, как и все дети предвоенных лет, был пропитан настроениями пережитой битвы. «О войне будут игры с названиями старыми, и людей будем долго делить на своих и врагов», – это строки из ранних стихов поэта.
Можно вспомнить десятки песен о войне, сам Высоцкий объяснял свой интерес к этой теме так: «Я пишу о войне не ретроспекции, а ассоциации. Там люди – из тех времен, ситуации – из тех времен, а в общем, идея, проблема – наша, нынешняя. А я обращаюсь в те времена просто потому, что интересно брать людей, которые находятся в самой крайней ситуации, в момент риска…»
Несколько военных песен исполнил Иосиф Кобзон в сопровождении хора МВД, обратив внимание слушателей на то, что раньше органы не поощряли творчество Высоцкого, но теперь вектор оценки изменился. Балладу «Мы вас ждем, торопите коней в добрый час…» исполнил квартет юных певиц. Песня «Чуть помедленнее, кони» звучала на вечере не раз и особое впечатление произвела на слушателей в сочетании с хореографическим киноэтюдом Михаила Барышникова.
Тот огромный интерес, который проявила публика к юбилейной дате, вполне объясним. Уже при жизни популярность Высоцкого была огромна. За недолгие 42 с половиной года он успел сказать многое из того, о чем не смели в то время открыто говорить нынешние «маститые».
Все мы помним, как его хрипловатый, с натугой, голос звучал с многочисленных магнитофонных записей. А образы, им созданные, прочно вошли в городской фольклор. От имени кого только ни сочинял песни Владимир – альпиниста, конькобежца, бегуна на длинные дистанции, шахматиста, потомственного кузнеца и даже алкаша. Живописные его зарисовки из повседневной жизни, созданные с неповторимым юмором, распевались по всему бывшему Союзу. Песни записывались на самодельные виниловые пластинки, проигрывались на старых патефонах. Выдержки из них люди то и дело вставляли в разговорную речь.
Но, пожалуй, более всего поэтическое дарование Высоцкого проявилось в любовной лирике. Вспомните «Я поля влюбленным расстелю…» или «Дом хрустальный на горе для нее»... Свое отношение к этой тематике бард выразил стихотворной строчкой – «Я ложусь на лирический курс».
Талант Высоцкого был удивительно многогранен. Театральная Москва помнит образы, созданные Высоцким в спектаклях «Павшие и живые», «Пугачев», «Жизнь Галилея», «Антимиры», «Берегите ваши лица», «Десять дней, которые потрясли мир». В Московском театре драмы и комедии на Таганке он играл с 1964 года до самых последних дней. Самой значительной считается его главная роль в шекспировском «Гамлете». Во многих постановках Высоцкий исполнял свои песни.
Свое актерское дарование Владимир Высоцкий проявил и в кино, и на телевидении – «Вертикаль», «Хозяин тайги», «Интервенция», «Плохой хороший человек», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», всего сыграл около 30 ролей. Всенародную популярность принесла ему роль Глеба Жеглова в телефильме «Место встречи изменить нельзя».
Вечер закончился заключительным словом коллеги Высоцкого по театру на Таганке – Вениамина Смехова. И каждый уходил из зала с мыслью о масштабности таланта народного кумира – Владимира Семеновича Высоцкого.