Графика дает трафик
В Государственной Третьяковской галерее притаился Александр Бенуа. Камерная выставка открылась в главном здании в Лаврушинском переулке
СТАЛО МОДНО ЛЮБИТЬ ИСКУССТВО
Экспозиция открылась сразу после снятия ограничений, поэтому посетителей - тьма, трафик такой, что еле справляются. Столько,
что кофе, который можно выпить рядом с гардеробом, заканчивается мигом. Бариста то и дело устраивают перерывы. Но все в масках и перчатках, конечно. В Третьяковке с этим строго. В залы пускают партиями, а на выставку «Александр Бенуа и его «Мир искусства» - отдельный вход.
На стенах двести графических работ. Произведения - из архивов музея. Их периодически показывают в рамках проекта «Третьяковская галерея открывает свои запасники».
Работы создали двадцать друзей и соратников Бенуа. «Мир искусства» возник в 1898 году в Петербурге. Это Евгений Лансере, Лев Бакст, Константин Сомов. Позже примкнули Мстислав Добужинский, Елизавета Кругликова, Валентин Серов, Николай Рерих, Наталья Гончарова... Мирискусники боролись против академизма. Считали, что надо, по словам Бенуа, «разными средствами воздействовать на общество» и пробуждать в нем «желаемое отношение к искусству». «Нас связывала ненависть ко всему затхлому и омертвевшему», - писал он.
Как известно, Бенуа и компания пересмотрели отношение к некоторым видам творчества, ранее считавшимся недостойными внимания. Именно мирискусники возродили графику.
- Она иногда говорит о времени гораздо более четко и ясно, чем живопись, потому что графическое искусство все-таки в той или иной степени более спонтанно, - уверена директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
- Бенуа активно реформировал мир вокруг себя, выстраивал его по законам искусства. Благодаря ему стало модно любить искусство: посещать выставки, концерты, что-то коллекционировать. Он полностью изменил отношение к искусству у современников. Его значение гораздо шире, чем его творчество как художника, - говорит куратор, заведующая отделом графики XVIII - XX веков Третьяковской галереи Ирина Шуманова.
НЕЖНАЯ ГРАФИКА
Мирискусники занимались тем, что вновь вводили в моду стили XVIII века. Так, Константин Сомов начал использовать веленевую (высокосортную плотную, желтоватую, без древесины) бумагу. Наклеивал ее на ткань для того, чтобы изменить движение карандаша. Елизавета Кругликова возродила распространенное в дворянской культуре начала девятнадцатого столетия искусство силуэта.
- Это подчеркивало изысканность фигуры, - говорит Шуманова. - Выразительный прием часто использовался в портрете Серебряного века. Мы посвятили ему целый раздел. Тут есть работы художницы, которые вырезаны в технике силуэта из черной бумаги. Есть и силуэтные тени в акварелях.
Выставка открыта до 16 мая. Графику нельзя выставлять надолго. Даже если свет неяркий, хрупкие листы выдерживают месяца четыре.
КАРАНДАШ, МЕЛ
НОГИ ГИППИУС ХОТЬ В «ИНСТАГРАМ»
В ряды мирискусников «затесались» два художника, связанные с Беларусью, - Лев Бакст и Мстислав Добужинский.
Настоящее имя Бакста - Лейб-Хаим Розенберг. Он родился в Гродно в 1866 году, но чуть позже уехал в Петербург. В Беларуси его помнят и даже выпускают по случаю юбилеев почтовые марки с портретом.
Одна из главных работ Бакста - звезда выставки. Это портрет Зинаиды Гиппиус. Писательница полулежит на стуле. Тонкая, с невероятно длинными ногами. Расслабленная, но в то же время уверенная в себе. Взгляд с прищуром.
Наглядное пособие для девушек, как грамотно фотографироваться. Ноги нарочно по диагонали - так кажутся длиннее. Но в Серебряном веке инстаграмных фильтров еще не было, а потому Бакст удлинил Гиппиус ноги по-другому: подклеил лист бумаги для того, чтобы поместились. Использовал мел, карандаш и сангину. Изначально планировал сделать набросок, но Гиппиус получилась так хороша, что родилась полноценная картина.
Шарма поэтессе добавляет мужской костюм: пиджак из черного бархата, рубашка с жабо, бриджи и туфли типа нынешних лоферов. Такой «лук» дамы в те времена брали из романа англо-американской писательницы Фрэнсис Бернетт «Маленький лорд Фаунтлерой».
К тому же Гиппиус получилась по-мужски дерзкой и уверенной в себе. Это шокировало публику до такой степени, что портрет посчитали непристойным.
Родина Мстислава Добужинского - не Беларусь. Художник родился в Новгороде. Однако осенью 1918 года отправился в Витебск, чтобы создать там Народное художественное училище. Добужинский был страстным живописцем Петербурга. Рисовал Северную столицу и зимой, и летом. На выставке зрителей наверняка привлечет портрет «Человек в очках». На нем поэт-символист Константин Сюннерберг. Он почему-то похож на Чехова. Таким, по мысли Добужинского, выглядел типичный петербургский интеллигент. Замкнутый, далекий от социальных проблем.
НА ЗАКАТЕ
СНИМИТЕ ШЛЯПУ ПЕРЕД КОРОЛЕМ!
Художник был влюблен в период царствования Людовика ХIV.
Бенуа создал множество «Прогулок короля». Над названием картин не мудрствовал. Просто добавлял год - 1896, 1897, 1898. В Третьяковке представлена более поздняя - 1906-го. Ну-ка попробуйте найти тут Людовика ХIV? Самые зоркие отыщут сразу: король - в шляпе.
- Все герои стоят к нам спиной, - объясняет Ирина Шуманова. - При короле они снимали шляпы.
«Король-солнце» уходит от зрителя не просто так, а чтобы показать: его век - на закате.
Бенуа предполагал, что его таланта хватит для того, чтобы вывести период правления Людовика во вневременное пространство. Но его, наоборот, обвинили в том, что он прячется от действительности и архаичен. Уже в 1907-м художник, как и его любимый Людовик ХIV, впал в депрессию. Стал чаще думать о смысле жизни. Тревожно и пессимистично. И создал графическую притчу под названием «Смерть». Это метафорические рисунки тушью. Многие навеяны творчеством Гойи, работы которого Бенуа увидел в Испании.