[54] Слушать удары своего сердца
Вместе со сценами из спектакля представлена галерея портретов его создателей, выполненная в традициях старинной светописи.
Выставка стала началом масштабного проекта «Эхо империи», призванного возродить стиль фотографий Императорских театров XIX века.
Когда художественному руководителю Малого театра Юрию Соломину предложили сделать выставку фотографий одного спектакля, он засомневался: «Я ведь принимал участие в этом спектакле как режиссер-постановщик. Но потом подумал, что Антон Павлович Чехов тоже «принимал в нем участие» и будет нехорошо, если я скажу «нет». И я согласился – давайте поговорим».
Соломин подчеркнул, что благодаря таким фотоработам будет сохранена история театра. «Сюда приходят тысячи зрителей со своими детьми и внуками. Пусть они смотрят на фотографии, которые сохранили стиль времени. Пусть присматриваются к посуде и портретам на стенках. Пусть разглядывают костюмы и платья. Все это останется у них в сердце. Некоторые считают нас музеем с колоннами. Я не знаю, будет ли через полвека существовать Малый театр и будут ли актеры играть в таких костюмах. Если не сделают из театра казино, то зрители будут приходить на спектакли и их сердца будут биться в унисон с тем, что происходит на сцене», – подытожил Юрий Соломин.
Константин Лазарев сказал, что для него было большой честью работать в Малом театре. «Классика не умирает, потому что отражает суть процессов, которые происходят с людьми во все времена, – подчеркнул фотохудожник. – Спектакль «Три сестры» мне особенно дорог, потому что воспроизводит атмосферу любимой мною эпохи Александра III. Именно в тот период Россия достигла равновесия между техническим прогрессом, экономическим благосостоянием и высоким развитием культуры. Казалось бы, люди жили в эпоху процветания, и вместе с тем какую неустроенность переживали, какую потерянность душ, какие метания! И когда соприкасаешься с таким материалом, во время спектакля нужно просто слушать удары своего сердца, а когда ёкнуло – нажимать на спуск. Велика заслуга актеров, так проживающих роль, что человек начинает испытывать потребность посмотреть внутрь себя и остановить свой безумный бег за призрачным счастьем. В Малом театре умеют делать это».
Техника представленных фотографий традиционна – съемка на широкую пленку, без дополнительных осветительных приборов и соответственно ручная печать.
«Пленка для фотохудожника – едва ли не живое существо, – считает Константин Лазарев. – Когда фотограф держит в руках камеру с пленкой, представляющей эмульсионный органический слой, она записывает и те чувства, которые переживает фотограф, потому что ей передается тепло его рук. То же самое можно сказать о человеке, печатающем фотографии вручную. Кто, как не он, манипулирует со светом, где-то перекрывая его, где-то, наоборот, давая ему широкий доступ. Неслучайно говорят – эти работы несут тепло наших рук. И не только рук, но и душ, и сердец».