Ход королевы
Многим мероприятиям не повезло - отменили. «СВ» собрало яркие события, которые все-таки состоялись
На сцене Фауста выезжал настоящий мотоцикл. ФОТО: БЕЛТА
ГУЛЯЛИ ПО УЛИЧНОМУ «БАЗАРУ»
Главное культурное событие Союзного государства - «Славянский базар» - все-таки прошло вживую, под открытым небом. Программу антиковидного опен-эйра урезали. Вместо девяти дней провели за четыре.
Зрительный зал с огромной сценой появился рядом с концертным холлом «Витебск», где обычно проходит праздник.
Звезды, вопреки ожиданиям, приехали. Но не без приключений. Так, Лолита переходила российско-белорусскую границу пешком из-за того, что не подали вовремя машину. А для Родиона Газманова «пропускным билетом» в Беларусь стала фирменная «Люси». Пограничники попросили ее спеть.
Тех, кто рискнул приехать, холили и лелеяли. Больше всего почестей досталось Филиппу Киркорову. Певцу заложили звезду на «Голливудском бульваре» у Летнего амфитеатра. И вручили награду Президента Республики «Через искусство к миру и взаимопониманию».
Победителями и в детском, и во взрослом конкурсе на этот раз стали белорусы. 23-летний Роман Волознев и 14-летняя Ангелина Ломако.
СОВЕТСКИЙ ГАМБИТ
Видимо, заскучав на карантине, народ принялся за пищу для ума. И в моду вошли, кто бы думал, шахматы! Интерес пробудил мини-сериал «Ход королевы». Наделал такого шума, что даже «блондинки-из-всех-домов, в том числе первого и второго» решили разобраться в черно-белых клетках. Мюзикл «Шахматы» усилил моду на интеллектуальную игру. За дело взялся худрук Театра имени Пушкина Евгений Писарев. Премьера состоялась в Московском дворце молодежи. Получилась опера, рок-баллада и немного рэп. Диалогов почти нет.
В центре внимания - поединок гроссмейстеров в Италии в самый разгар холодной войны. За титул чемпиона мира борются советский гроссмейстер и американец Фредди. Наш шахматист выигрывает и бежит на Запад со своей возлюбленной, которую играет Анастасия Стоцкая. Через год - чемпионат мира в Бангкоке. Там герой представляет уже Великобританию, но по иронии судьбы встречает жену, главного противника и сотрудник КГБ. Игра закручивается не на шутку!
В день премьеры на свою протеже пришел полюбоваться певец Филипп Киркоров.
Кстати, американские «Шахматы» родились в 1984 году. Музыку сочинили участники легендарного квартета ABBA Бьорн Ульвеус и Бенни Андерссон. В 1983 году они приезжали за вдохновением в Москву. И даже предлагали сыграть жену героя Алле Пугачевой, но та отказалась. Впрочем, неудивительно, так как мюзикл «Шахматы» в Советском Союзе был запрещен.
ПРЯТАЛИСЬ ОТ МЕФИСТОФЕЛЯ
Громкая премьера состоялась и в Большом театре Минска. Дали оперу «Фауст». По произведению Шарля Гуно. Над спектаклем трудилась российско-белорусская команда. Декорации создал Вячеслав Окунев - народный художник РФ и при этом лауреат белорусской Госпремии. Ну а режиссер-постановщик - Анна Моторная. Она родом из Нижнего Тагила, но поставила больше восьми спектаклей в Белорусском академическом музыкальном театре. За «Фауста» предложил ей взяться худрук Большого театра Беларуси, народный артист Валентин Елизарьев.
Спектакль - о человеческих душах. О том, что Фауст - иллюзия, а Мефистофель - повсюду. По задумке Моторной, история призвана заставить зрителя размышлять о том, кто мы, зачем здесь и что нужно сделать для того, чтобы те, кто придут после, жили лучше.
Кстати, «Фауст» уже в четвертый раз ставят в Большом театре Беларуси. Предпоследнюю постановку выпустили в 1972 году. И, что интересно, занимался спектаклем тоже россиянин - Семен Штейн, который родился в Самаре.
Выставку «Я, Энди Уорхол»открыли в разгар второй волны коронавируса. ФОТО: АГН Москва
БЕГОМ НА ВЫСТАВКИ
СХОДИЛИ С УМА ОТ ДАЛИ
В начале года, когда еще никто не думал о том, что ковид надолго, провели масштабную выставку Сальвадора Дали. В Манеж привезли больше 180 полотен, рисунков и гравюр великого испанца. Очередь была, как за колбасой в советские времена. Еще бы! Привезли всего Дали. Начиная с раннего, 1910 года, когда художник увлекался импрессионизмом, и заканчивая 80-ми годами.
При входе встречал огромный портрет Дали с лихо закрученными усами. И цитата художника: «Единственное различие между безумцем и мной в том, что я не безумен». Повсюду стояли клумбы с желтыми нарциссами. Работы подсвечивались и в полной темноте и выглядели, как окна в другой мир.
Звездой выставки стал «Мягкий автопортрет с жареным беконом». Знаменитую работу 1941 года привезли в Россию впервые. Фантастическое впечатление производили трехмерные картины. Например, «Двойное изображение с лошадьми, числами и гвоздями» походило на голограмму, хотя было написано маслом на холсте. В одном из залов показывали иллюстрации к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Дали был представлен на выставке и как талантливый рекламщик. Именно он придумал всем известную ромашку на «чупа-чупсах» и посоветовал разместить название леденцов внутри этого цветка. Автором рекламы шин Пирелли был тоже он. Дали любил и сам быть героем рекламы. Его легендарные усы засветились в промо шоколада, и средство от похмелья Alka-Seltzer советовал употреблять тоже он.
УСТРАИВАЛИ ЭПАТАЖ С УОРХОЛОМ
Выставку «Я, Энди Уорхол» открыли в разгар второй волны коронавируса в Москве. Но зараза не помешала аншлагам. На экспозиции представили две сотни работ. В том числе - «Цветы», «Камуфляж», «Двойной автопортрет», «Череп», «Электрический стул», владельцем которого одно время был рок-певец Элис Купер. Но толпы валили в первую очередь посмотреть на Мэрилин Монро. Показывали портреты, которые Уорхол создал по рекламной фотографии актрисы к фильму «Ниагара». И спешили посмотреть на «Банки с супом Кэмпбелл». Уорхол запечатлевал его бессчетное количество раз, хотя на дух не переносил!
Еще на выставке невозможно было пройти мимо двух «Лениных». Черного и красного. Уорхол никогда не встречался с вождем мирового пролетариата, потому что родился через четыре года после его смерти, но называл его панибратски - Владом.
Любопытно, что не успела выставка открыться, как тут же разгорелся скандал. Организаторов обвинили в том, что привезли не подлинники. Но они нашли аргументы и доказали: Ленин и Монро - самые настоящие.