[53] Журавлиный клин над Волоколамском
«Выбирая программу показов, думаем, прежде всего, о молодом поколении, - сказала на открытии форума в новом спорткомплексе «Лама» президент фестиваля народная артистка России Ирина Скобцева-Бондарчук. - Война коснулась почти каждого в нашей стране, и личная память людей стала тем нравственным мостом, который объединял нас. Предназначение искусства вижу в том, чтобы вести зрителя к идеалам, смены ориентиров не приемлю».
«Волоколамский рубеж» длится всего пять дней, охватывая, кроме Волоколамска, Истру, Рузу, Лотошино и Шаховскую. С утра до вечера здесь все смотрят кино. Гламурные «тусовки» не предусмотрены. Из экскурсий - поездки к памятнику Героям-панфиловцам, в Иосифо-Волоколамский монастырь ХV века, в усадьбу Гончаровых в Малом Яропольце.
По-настоящему сильной была в этот раз программа документальных фильмов. Центром своих исследований, не сговариваясь, авторы, выбрали неординарную человеческую личность.
В одном ряду с легендарным маршалом Коневым («Маршал поля» Марины Дохматской, Россия, приз Совета предпринимателей Волоколамского района) и Героем Советского Союза, бесстрашным летчиком Иваном Федоровым («Старик и небо» Михаила Масленникова) оказались медсестра, погибшая на чеченской войне («Целую, мама», Алексей Васильев, Россия, Главный приз), летчик Андрей Зеленко, спасший 200 новобранцев при отказе всех систем самолета («Второе рождение» Валентины Куликовой-Толчан, Россия, Спецприз жюри), первая в мире женщина-тренер боевых дельфинов («Галина Шурепова – «Человек-амфибия» Алексея Малечкина, диплом жюри)…
Собственно военным действиям были посвящены фильмы «Чувствую себя защитником» Владимира Васильева (Россия, приз Администрации Волоколамского района) и «Косово. Бесконечный погром» Бане Милошевича (Сербия, диплом жюри). Настоящие герои нашего времени, которых, увы, не увидит широкий зритель, сетовали члены жюри, возглавлял которое известный документалист, профессор ВГИКа Игорь Беляев.
В конкурсе художественного кино, к сожалению, априори все было предрешено. Против «тяжелой артиллерии» «12» Никиты Михалкова (Главный приз и приз за лучший актерский ансамбль) и «Агитбригады «Бей врага!» Виталия Мельникова (диплом жюри) были выставлены, в большинстве своем, режиссерские дебюты или фильмы далеко не таких маститых авторов.
Получилось, что «18 квадрат» Джахонгира Касымова (Узбекистан, диплом жюри) и «Граффити» Игоря Апасяна (Спецприз жюри) соревновались как бы в другой номинации. Удручающее впечатление оставили российско-белорусские проекты «про войну», не смотря на то, что фильм Марии Можар «Враги» продюсировал Алексей Учитель, а в главной роли картины Аллы Криницыной «Родина или смерть» снялась Екатерина Редникова. Приз зрительских симпатий получил фильм Ивана Соловова «Отец» по рассказу Платонова «Возвращение» - снятый, увы, вне платоновского пространства.
Вне конкурса был показан фильм Михаила Калатозова «Летят журавли», победитель Каннского фестиваля 1958 года и единственный обладатель Золотой пальмовой ветви из России, - в честь его 50-летия. Татьяна Самойлова (приз за лучшую женскую роль) рассказала о своих поездках в Канн и Париж, о встречах со звездами мирового экрана. О том, как получила предложение из Голливуда сыграть Анну Каренину в паре с Жераром Филиппом, но обстоятельства помешали. В память о ярком событии в жизни актрисы ей вручили Пальмовую ветвь. Правда, шоколадную.
Нина Катаева
Волоколамск Московской области