САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

[53] Олег ТАБАКОВ:

МХАТ имени Чехова побывал в Минске на гастролях, которые прошли при поддержке Постоянного Комитета Союзного государства. Спектакли «Последняя жертва» и «Утиная охота» стали украшением ІІІ Международного фестиваля театрального искусства «Панорама». Олег Табаков провел мастер-класс и учредил две именные стипендии белорусским студентам.

МХАТ имени Чехова побывал в Минске на гастролях, которые прошли при поддержке Постоянного Комитета Союзного государства. Спектакли «Последняя жертва» и «Утиная охота» стали украшением ІІІ Международного фестиваля театрального искусства «Панорама». Олег Табаков провел мастер-класс и учредил две именные стипендии белорусским студентам. - У меня было счастливое детство, - рассказал Олег Павлович, - совершенно по Андерсену, когда «в детстве тебе принадлежит весь мир и еще пара коньков в придачу». Школу я окончил в 1953-м, учился в Школе-студии МХАТ. На третьем курсе начал сниматься. Первый фильм с моим участием - «Тугой узел» по Тендрякову - был положен на полку. Из Госфильмохранилища в Белых Столбах его регулярно извлекали, чтобы продемонстрировать иностранным гостям инакомыслие в советской культуре.
Студентом принял участие в организации театра «Современник». Олег Ефремов довольно рано «задвинул» меня в правление театра, и я начал заниматься административными делами. Был комсоргом, председателем местного комитета, парторгом. В 1974 году, когда Ефремов ушел руководить МХАТом, стал директором «Современника». Спустя семь лет ушел с этого поста, потому что мое представление о задачах, стоящих перед театром, уже радикально расходилось с представлением моих товарищей. На вечные русские вопросы «кто виноват?» и «что делать?» я склонен был отвечать практически. И с удовольствием начал учить детей.
Когда пришел Горбачев, было принято решение об организации трех новых театров—студий, в том числе и моей. К этому времени я уже был ректором Школы—студии МХАТ. Егор Лигачев, вызвав Ефремова, задал ему вопрос: «Скажи, Олег, он наш человек?» Ефремов легкомысленно ответил: «Да». После этого все понеслось стремительно.
У меня было четыре сберкнижки. На одну шли деньги от телевидения и радио, на вторую – от кино, на третью — зарплата, на четвертую — доходы от драмы «Белоснежка и семь гномов». Помню, сын моего дружка, занимавший в то время очень большой пост, позвонил мне возбужденный: «Дядя Олег! До завтрашней ночи все деньги надо срочно перевести в свободно конвертируемую валюту». Сейчас понимаю, что сделал большую глупость, не вняв этому совету, но все 140 тысяч рублей, а это 14 машин «Волга», абсорбировались. В 1993 году у меня случился второй брак. В 1995-м родился младший сын, а полтора года назад - младшая дочка.
…Последние годы Ефремова были очень трудными. Он фактически был прикован к аппарату, который вентилировал его легкие. В театре дела шли неважно. Зрительный зал был заполнен процентов на сорок. Придя в театр, первым делом я отменил «демократию» и все советы старейшин, комитеты по делам молодежи. Купил им два ящика шампанского и поблагодарил за отличную работу.
Уволил не слишком много людей. Бориса Щербакова попросил уйти потому, что он не был востребован в репертуаре, а когда я предложил ему сыграть нужную роль, он, по моему мнению, не справился. Кто-то может назвать меня тираном. Но если я штрафую актера на 30 тысяч рублей в месяц за два опоздания на репетицию и опоздание на поезд — это, на мой взгляд, минимум наказания, которое надо к нему применить.
В силу того что мне идет 73-й год, работать по контракту осталось три года. Помня, конечно, о «е.б.ж», как приписывал к своим планам Лев Николаевич Толстой, - «если буду жить». За эти годы постараюсь построить во дворе Художественного театра, на месте заброшенных мастерских, филиал. Постоянно помню о том, что надо поставить на ноги молодых. Им следует больше играть с уже состоявшимися актерами.
Сам играю в сезон более ста спектаклей. В кино выбираю предложения американцев или европейцев. На съемках у Иштвана Сабо в фильме «Родственники» за неделю заработал столько, что смог прожить на эти деньги целый год. Фильм этот стал рекордсменом по сбору зрителей в Венгрии. Последняя работа в российском кино - в «Андерсене» Эльдара Рязанова. Вскоре начну сниматься у Киры Муратовой. В страшной рождественской сказке о брате и сестре. Заканчивается она довольно плохо: сестру забирают в «обезьянник» за то, что она украла хлеб, а мальчик замерзает. Еще Алла Сурикова приглашает в свой новый фильм.
…Можно только надеяться на то, что современная драматургия станет лучше. В России с этим дефицит. Театрам надо учиться зарабатывать. И выживут те из них, которые научатся привлекать зрителя, не спуская штаны ниже положенного. Я не знаю реального положения дел с театром в Беларуси, но в России, к сожалению, 90 процентов моих коллег плывут по течению. По-прежнему воздевая руки: «Почему вы нам не помогаете? Нам же помогать надо!» Разбаловались.
Мужчина в принципе должен уметь заработать деньги для любимой женщины и детей вне зависимости от их количества. Но за последние лет двадцать совсем разладили этот механизм. Когда мой коллега Анатолий Васильев говорит о том, что ему неважно, сколько людей в зрительном зале, я думаю, он лукавит. К сожалению, жизнь показывает, что я оказываюсь прав.
Театральное дело надо наладить таким образом, чтобы художественность превалировала над всем прочим - и в репертуаре, и в манере его воплощения. Театр имеет смысл только тогда, когда рассказывает о времени, в котором живем, а самое главное - о человеке. Россия и Беларусь очень схожи в терпеливости своей, доброжелательности, открытости, способности откликаться на чужую боль. Мы с вами претерпели столько боли и страданий, что потребность в театре на нашем пространстве будет всегда.
Я мало разговариваю с артистами. Просто хожу и смотрю. Когда понимаю, что этот актер или актриса нужны театру, сразу «сочиняю» для них будущее на полтора года вперед. Актеры — особые люди. Если они одарены, их путь всегда мучителен. «Неси свой крест и веруй», - Чехов все правильно написал. Даже статус жены художественного руководителя театра не гарантирует легкой жизни. К сожалению, у нас сейчас ставят знак равенства между настоящими актерами и теми, кто снимается в сериалах. В Америке, например, уже 25 лет существует строгое деление на тех, кто участвует в сериалах, и тех, кто в них никогда не снимается.
Из нашей профессии можно исчезнуть в любой момент. Лет 15 назад в Ленинграде было восемь одаренных театральных режиссеров. Сейчас, на мой взгляд, нет ни одного. А мы, считаю, живы до тех пор, пока способны удивляться талантам других. Я вспоминаю спектакли Юрия Любимова, Петра Фоменко - после них три дня хочется репетировать. Помню, как после спектакля Сергея Женовача «Владимир третьей степени» я до такой степени возгорелся, что даже рецензию накатал.
Важное свидетельство здоровья театра - молодые актеры. Бывают семьи, где есть дорогие ковры, картины, книги, а детей нет. Такой дом выглядит пустым. Так и в театре. На нас жизнь не заканчивается. Важно об этом помнить всегда.

Записала Марина КУЗЬМИЧ
Фото Александра ДМИТРИЕВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также