Квадрат на рукаве
В этом году Беларусь праздновала вековой юбилей знаменитого художественного объединения УНОВИС, которое изменило мировое искусство
Нина Коган. «Эскиз росписи витебского трамвая к 1 мая». 1920. Из «Альманаха Уновиса № 1»
В начале прошлого столетия Витебск был столицей авангарда. Художники творили смело. Как сами видели и чувствовали, не придерживаясь традиционных правил. Работали с простыми формами и вместо пейзажей и портретов изображали цветные геометрические фигуры. Вспомнить хотя бы всепоглощающий «Черный квадрат» Малевича!
В Витебском Народном художественном училище гении XX века Малевич и Шагал создали объединение УНОВИС - «Утвердители нового искусства». Вокруг мастеров сплотились ученики и последователи их творческих взглядов - Вера Ермолаева, Эль Лисицкий, Николай Суетин, Илья Чашник и другие. Знаменитый «Черный квадрат» стал «логотипом» участников объединения - они пришивали его к рукаву как эмблему.
Да здравствует новое искусство! Своей главной задачей художники считали свержение старого мира и утверждение супрематизма как высшей формы творчества. Создавали новые теории, ставили футуристические постановки, устраивали выставки-обсуждения. Город на Западной Двине стал местом силы, где происходили радикальные преобразования традиционного художественного языка.
В этом году в честь юбилея УНОВИСа в Минске, Витебске и других городах целый год проходили пленэры, выставки, уличные форумы. Одной из главных стала выставка ученика Малевича - Лазаря Хидекеля в Национальном художественном музее Беларуси. В белорусскую столицу из Нью-Йорка привезли около сотни оригинальных работ.
Витебск отметил праздник пятичасовым перформансом «SupremШторм». Художники, дизайнеры, музыканты, поэты, актеры удивляли зрителей смелыми выступлениями. Из Германии в Синеокую приехала Ивона Малевич - внучатая племянница знаменитого художника.
- Теперь я поняла, почему в эпоху Малевича Витебск называли маленьким Парижем. У города особый шарм, - не скрывала эмоций гостья. - Исследователи называют Витебский период Малевича самым плодотворным. Здесь был создан УНОВИС, в честь которого он даже назвал свою дочку Уной.
ГОЛ
КРАСНЫМ КЛИНОМ БЕЙ!
У футболистов ФК «Витебск» появилась новая форма в стиле супрематизма.
Футболка с красным клином, рассекающим белый круг, и победным призывом «Бей!». Получилось стильное художественное переосмысление знаменитого плаката 1920 года Эль Лисицкого. Дизайнер Владимир Горз, который разрабатывал новую форму, от изначального «Клином красным бей белых!» оставил только одно слово.
Смелая идея соединить футбол и искусство принадлежит защитнику клуба Даниилу Чалову. Он перешел из ярославского «Шинника» в «Витебск» и первым делом поспешил в Музей истории Витебского народного художественного училища. Там и родилась идея соединить два его любимых увлечения - футбол и искусство.
И это только начало. У игроков команды много креативных идей. Например, раздать зрителям вместо привычных палок-стучалок и дудок фрагменты картин, при одномоментном поднятии которых получается целое полотно. Или выпустить стилизованные билеты на матч, подготовить афиши в супрематическом стиле, провести в музее встречу с болельщиками.