Андрей Кончаловский: С господами не получится
«Дорогие товарищи!» уже в российских кинотеатрах. Стильный и сильный. О расстреле демонстрации в Новочеркасске. О том, о чем молчали
ГРАЖДАНИН — ЗВУЧИТ СПОРНО
Черно-белые кадры. Непривычный - квадратный - формат кадра. Статичная камера. Зато не поверить в то, что перед тобой Новочеркасск 1962 года, невозможно.
Местный электровозостроительный завод бастует. Но недовольных жестоко разгоняют. Расстреливают. При этом власти пытаются скрыть произошедшее, потому что массовых забастовок в СССР, как и секса, нет. Людмила Семина, которую играет Юлия Высоцкая, - коммунистка и партработница местного горкома. Она становится свидетельницей бунта. И возмущается поведением рабочих. Но пропадает ее дочь. Людмила бросается на поиски девочки и меняет взгляд на жизнь...
Премьеру «Дорогих товарищей!» планировали на минувший май. Помешал коронавирус. Фильм, как и другие работы Андрея Кончаловского, приняли на ура в Европе. На минувшем 77-м Венецианском кинофестивале лента получила спецприз. В США тоже приласкали: награда за режиссуру на международном форуме в Чикаго. В России картина закрывала 31-й «Кинотавр».
Ну а премьера состоялась 9 ноября. В кинотеатре «Октябрь».
- Слово «товарищ» не случайно появилось в названии фильма, - продолжает Кончаловский. - В нашей прошлой жизни оно значило гораздо больше, чем сегодня «господин». Еще бывает «гражданин», но уже с негативным оттенком. С одной стороны, «товарищ» отсылает к официальным обращениям в правительстве и вообще между людьми, а с другой - это слово, которое заключает в себе понятие доверия. Съемочная группа - мои надежные товарищи. И мы с вами - товарищи. У нас тут с «господами» не получится.
ТЕМА ПОД ЗАПРЕТОМ
В главной героине Людмиле видишь-таки Высоцкую. Впрочем, как и в «Раю», и в «Грехе». И в очередной раз убеждаешься в том, что она - превосходный кулинар, который готовит так, что пальчики оближешь и черту душу продашь, и идеальная жена-шея, убедившая мужа-режиссера давать ей главные роли. И Кончаловский «обманываться рад». Не замечает у Людмилы-Юлии ни слишком нарочитого южного «х» (того самого, которое в других российских регионах «г»), ни наигрыша в эмоциях, ни непреодолимого желания показывать прекрасное в 47 лет тело в тех сценах, где это не обязательно.
Однако Кончаловский, конечно, говорит, что выбрал жену на главную роль, потому что подходила:
- Для центральной роли нужна была актриса, которая в состоянии донести трагизм. Высоцкая это может. Сценарий «Дорогих товарищей» лежал несколько лет, а замысел фильма появился, когда работали с Юлей в Италии. Ставили Софокла. Юля играла Антигону. И я, глядя на нее, подумал, что она справится с трагической ролью.
Любопытно и то, что Высоцкая, значительная часть жизни которой прошла в Беларуси, родилась в Новочеркасске. Однако когда ей задают вопрос о том, рассказывали ли родственники о расстреле демонстрантов, отвечает скупо. Говорит, что среди родных и в семьях друзей тема расстрела была под запретом.
СПУСКОВОЙ КРЮЧОК
ИЗ-ЗА «ПИРОЖКОВ С ЛИВЕРОМ» ЛОПНУЛО ТЕРПЕНИЕ
31 мая 1962 года - в этот день в СССР подняли цены на молоко и мясо, у рабочих электровозостроительного завода увеличили норму выработки, а зарплату, наоборот, сократили. Первыми возмутились двести сталелитейщиков. Утром 1 июня направились к заводоуправлению. По пути присоединились коллеги. Бастующие кричали: «На что нам жить дальше?» Директор завода попытался пошутить: «Не хватает денег на мясо - жрите пирожки с ливером». Фраза стала спусковым крючком для рабочих. Они остановили поезд Ростов-на-Дону - Саратов. Били стекла, бросали внутрь бутылки. Сопротивление было приказано подавить. Любым способом. В ночь на 2 июня в город вошли танки. На следующий день по протестующим открыли огонь.
По официальным данным, убиты 26 человек, 87 ранены. Точное количество жертв неизвестно. Родным не выдавали погибших. Их хоронили в чужих могилах. Говорят, погибли даже дети, наблюдавшие за происходящим с деревьев. Долгое время информация о новочеркасских событиях была засекречена, многие факты под грифом до сих пор.
БЫЛ СЛУЧАЙ
ПЧЕЛ-ТО С КЕМ ОСТАВИТЬ?
Кончаловский, как было и в предыдущих фильмах, пригласил в «Дорогих товарищей» в основном непрофессиональных актеров. Медийные лица, по его мнению, мешают воссоздать историческую достоверность.
Основную группу забастовщиков отобрали на месте. Первым делом заглянули в театры Ростова-на-Дону, Новочеркасска и Таганрога.
- Сразу стало понятно: у актеров нет того специфического южного говора, который хотел бы слышать режиссер, - вспоминает одна из кастинг-директоров Марина Старова. - Плюс типажно они были далеки от рабочих советского завода и пожилых казаков. Тогда мы отправились на хутора и многих людей, особенно пожилых, забирали на пробы прямо с огородов, где они сажали картошку.
Побегали в поисках актера на роль отца Людмилы. Кончаловский хотел настоящего казака, с волевым характером и южным говором. Нашли его случайно. В Адыгее.
- Была Пасха, первый выходной, мы отправились посмотреть местную достопримечательность - плато Лаго-Наки, - продолжает Старова. - Поднялись на гору и немного заблудились. Садилось солнце, кругом никого, и водитель решил уточнить дорогу у продавца меда. Тот с бородой, в толстовке с капюшоном, лица практически не видно. Мелькнули глаза. Интересные! Показывая дорогу, мужчина откинул капюшон, и я поняла, это тот, кого ищем.
Незнакомца звали Сергей Эрлиш. Он оказался хозяином пасеки. И, конечно, ни о каком кино слышать не хотел. Не понимал, с кем оставит пчел на время съемок. Но уговорили.
ГОВОРИЛИ ШЕПОТОМ
«ЕСЛИ НЕ СРАЗУ В ШАУРМУ, ЗНАЧИТ, ЧУВСТВА»
- Это картина о поколении моих родителей, - говорит Кончаловский. - Главная героиня верит в Сталина, в советскую власть, в торжество справедливости, как и большинство людей в то время. Но XX съезд партии произвел переворот в их сознании. Личность человека, с чьим именем на устах умирали на фронте, вдруг оказалась разрушенной, растоптанной. Серьезная трагедия поколения.
Кончаловский впервые услышал о выступлении рабочих в 60-е годы, но не обратил внимания, потому что «много чего происходило, о чем говорили шепотом». Второй раз подумал о новочеркасском расстреле в 90-е. Тогда шло большое расследование, и материалы попали в прессу.
Но перед премьерой режиссер переживал, что будет мало зрителей. И был рад, если тем, кто пришел, после показа хотелось молчать.
- Если человек не может хлопать и сразу идти в шаурму, значит, охвачен чувством, - говорит Кончаловский. - И нужно время для того, чтобы прийти в себя. Если фильм вызывает такие глубокие чувства, прекрасно. Ничего не может быть лучше молчания. Оно говорит о том, что зритель находится в серьезных отношениях с собственной душой.