Не те же на манеже
Ярмарка из-за пандемии сильно отличалась от предыдущих: аромакниги надо вдыхать через маски, роботессы не соблюдают социальную дистанцию, а люди стали чуточку добрее
Даже взрослым не оторваться! Фото: Михаил Фролов/kpmedia.ru
«КАК Я ПРОВЕЛ КОРОНАЛЕТО»
- «Намордник» надела - и вперед! А на перчатки не смотрят, - напутствовал парень девушку при входе на ярмарку.
Тоже прислушалась к совету, и пропустили без проблем. При входе предъявила электронный бейдж, а другие люди - виртуальные билеты. Их продавали на сайте ярмарки, чтобы избежать очередей. Пускали по сеансам - в начале каждого часа, а вот находиться на выставке можно было сколько угодно.
Внутри на первый взгляд - как до пандемии. Но чем дальше в книжный лес, тем больше отличий.
Одни мероприятия проходили онлайн, другие - офлайн. В реальной жизни презентовали новинки, выпуск которых откладывали из-за коронавируса. А в зуме и скайпе проходили встречи с писателями. Многие из них не смогли приехать, потому что живут за границей.
- Уже ходят шутки о том, что дети будут писать сочинение «Как я провел короналето», - иронизирует начальник Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Роспечати Юрий Пуля. - И, наверное, будут смеяться по поводу «Как я провел коронаярмарку».
СТРАШНЫЕ ИГРЫ
Продавцы - в прозрачных щитах на лицах. Посетители - в причудливых масках. То и дело подъезжают общительные роботы. Точнее, роботессы. Стройные. Блондинки и брюнетки. Некоторые - в солнцезащитных очках. Подкатывают вплотную, ведь им можно не соблюдать социальную дистанцию.
- Книги про налоги и финансы, фантастические повести или сказки для детей, - начинает одна из них с места в карьер инопланетным голосом. Но интереснее гулять без ее советов.
Почетным гостем стала Республика Корея, поэтому ее книжки выложили сразу при входе. Много неожиданных. Например, «Руководство для бездомных кабанов» Квона Чонмина. О том, как семья диких свинок пытается выжить в большом городе. Или «Пластмассовый остров» - о реальном клочке земли в океане из пестрого мусора, принесенного подводными течениями. Морских птиц мусор влечет. Он кажется им чем-то интересным. Примут за еду - погибнут.
Но пора дальше. На ярмарку приехали больше трехсот издательств со всей России.
У Главной сцены - стенды монстров книгоиндустрии «Эксмо» и «АСТ».
- Здорово, что несмотря на пандемию люди не забывают про книги, - говорит редактор современной зарубежной прозы «Эксмо» Марина Петрова. - Не ограничиваются электронными и аудиоверсиями, а приходят за тем, что можно потрогать, пощупать, полистать. И приятно, что люди стали чуточку добрее.
Дальше - стенды, посвященные Достоевскому и Толстому. Есть и книги от общества «Мемориал». Красочно оформленные, но о горестных событиях: «Право переписки» (письма, посылки заключенных советских тюрем и лагерей) и «Папины письма» (от отцов из ГУЛАГа - к детям). Рядом - настольная игра по советской истории «74». Ее придумали в Москве 80-х. Каждая партия моделирует истории семей ХХ века. Спустя тридцать лет игру воссоздали. Сделали динамичнее. Герои женятся и впадают в маразм, получают образование и встречают знаменитостей, сидят в лагерях ГУЛАГа и пытаются выжить на войне.
А что предложите на десерт? Фото: Михаил Фролов/kpmedia.ru
АРОМАТНЫЕ СТРАНИЦЫ
Пока Энтин, Ливанов, Гладков и их друзья грустят о том, что никому не нужна детская песня, у книг для ребят - расцвет. Их много. Каких только нет! Те, кто перенес ковид, терял обоняние и вновь его обрел, с особой радостью насладятся вкусами и запахами на площадке Scentbook. Издательство выпустило книги с ароматными страницами! Возьмем сказку «Кротик Макс». В бархатной ярко-красной обложке. Листая, можно унюхать розу, клубнику и жасмин. А еще - почувствовать кончиками пальцев поверхности дерева, камней, веревки, куриных перьев и баскетбольного мяча.
Две книжки про козлика Чарли вдыхать и вдыхать! Тут пахнут сено, эвкалиптовые деревья, сосны, ели, банан, шоколад, сахарная вата и кока-кола, малина, арбуз и вишневая жвачка. Ну и главный герой, конечно. Не очень приятно, но, как полагается, козликом.
Ароматы - натуральные, так что аллергикам книжки не страшны. А вот от котиков их лучше держать подальше. Из-за запаха валерианы.
Рядом крутятся две «инстаграмные» блондинки с малышками на руках:
- Наконец-то у нас есть еще немного Эрика Карла. И это огонь! «Очень голодную гусеницу», «Грубиянку в крапинку» брали. Сейчас взяли «Морского конька» и «От головы до ног».
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
В первом полугодии в России было выпущено 51 642 книги тиражом 191 млн экземпляров. Если сравнивать эти показатели с тем же периодом прошлого года, то количество новинок сократилось примерно на 6%. Общий тираж упал на полтора процента.
КОВИД-ПРИВЕТ
ПОЛНОЕ ОZOOMЛЕНИЕ
Вирус на выставке царил. Конечно, безопасно: как виновник событий в литературе.
Януш Вишневский, воспевший «Одиночество в Сети», не выдавал продолжение романа двадцать лет. Но пандемия сдвинула дело с мертвой точки. О виртуальной жизни написала и Маша Трауб. В книге - «Полное оZOOMление». О буднях обычной московской семьи. Мама, папа, сын-студент и дочь-школьница приспосабливаются к локдауну. Проводят совещания, записывают интервью, сидят на лекциях и уроках. И все - дома.
А Евгений Водолазкин посвятил коронавирусу пьесу «Сестра четырех».
Хорошо еще, что со многими авторами можно было встретиться вживую. Никита Высоцкий представил альбом в канун сорокалетия со дня смерти отца. Владимир Познер напомнил о себе, выпустив новое издание «Одноэтажной Америки». Отличился и Алексей Иванов. У его книги нарциссичное название книги - «Быть Ивановым». Лауреат премии «Большая книга» Марина Степнова рассказала о своем новом романе «Сад», который писала десять лет.
Легендарный кардиолог Лео Бокерия представил книгу «Влюблен в сердце». На его счету - больше пяти тысяч операций на открытом сердце. Кардиохирург, за которым гоняются не только люди с недугами, но и журналисты. Например, я. Вот уже год. А он ласково отмечает, что, да, запомнил меня, но пока не может побеседовать. Чинит машину в гараже, причем сам, завтра - важные совещания, послезавтра - операции, одна за другой. И все это - человек, которому недавно исполнилось восемьдесят!
Лео Антонович написал фактически автобиографию. Читатели, конечно, не преминули спросить о том, как уберечь сердце.
- Нужно высыпаться, не пить и не курить. Конечно, надо иметь в виду близких родственников. Я, например, боялся 40-летия, потому что отец ушел в 42. Но на первое место ставлю желание жить. Утром читаю анекдоты или болтаю с медсестрами, - отметил Бокерия.