Эхо «Золотого Витязя»
Вот уже полтора десятилетия любимый зрителями за «Иваново детство», «Андрея Рублева», «Военно-полевой роман» и многие другие картины народный артист России Николай Бурляев играет одну и ту же роль – президента Международного кинофорума «Золотой Витязь»...
– Николай Петрович, не за горами 20-летие фестиваля-странника. О чем говорят ваши встречи со зрителями последних лет – в Иркутске, Челябинске, Серпухове?
– О том, что бой за душу человека, о котором говорил еще Гоголь, продолжается. И чем дальше, тем становится активнее, потому что негатив, который сообщают человеку электронные СМИ и экранное искусство в целом, постоянно возрастает. Кинофорум «Золотой Витязь» поставил своей задачей консолидацию сил деятелей позитивного экрана планеты, и очевидно, что при всем нежелании чиновников помогать нам мы укрепляем позиции. За последние годы провели еще четыре театральных форума. Все это свидетельствует о том, что «Витязь» окреп, поскольку даже наши оппоненты, которые были недовольны тем, что появилось всеславянское фестивальное движение, так сказать, отдельное от всех, признают, что из 30 российских фестивалей только наш имеет четкую и ясную идею. Относиться к ней можно по-разному, но она есть. Некоторые журналисты называют наш фестиваль аристократическим.
Очень важно, что укрепление наше происходит на фоне трудных процессов, происходящих в кинематографе. Чиновники и киноведы-рыночники с упоением говорят о бурном росте кинопроизводства, о строительстве кинотеатров, забывая, что строятся они, как правило, на американские деньги. Доля российского кино очень мала. Политика Агентства по культуре и кинематографии по-прежнему деструктивна. Об этом я говорил лично его руководителю Швыдкому, когда требовал его отставки с поста министра. Как известно, с подачи Швыдкого подписан Указ президента «Об акционировании и приватизации кинематографа». То есть все кинофабрики, созданные пионерами кинематографа, отданы в частные руки. Это же попробовали сделать и с театром, но деятели театра оказались более стойкими и не поддались. Кинематографистов заставляют «делать деньги», но цель искусства в том, чтобы поднимать поколения гармоничных людей. Рыночному искусству это не под силу, у него свои законы. Лавочник всегда хочет прибыли, а прибыль делается обычно на том, что низменно. Считаю, что ситуацию нужно незамедлительно исправлять, иначе потери будут необратимыми.
Так что борьба продолжается, но позитивные сдвиги есть. Таковыми считаем появление фильмов – «Грозовые ворота» на Первом телеканале, «Паломничество в Вечный город» Владимира Хотиненко, «Остров» Павла Лунгина, документальной ленты «Вода» на Втором – все эти работы мы премировали.
– Мне известно, с каким воодушевлением принимают «Витязя» в городах России, насколько ежегодно возрастает число ваших сторонников. Скажите, а что не получается пока так, как задумывалось?
– Очень вяло идет процесс исполнения программы кинематографа созидающего духа, принятой нашим Международным объединением кинематографистов славянских православных народов. Дело в том, что программой занимаются несколько человек, в то время как дело это государственное. Очевидно же, что линия, которую проводит «Золотой Витязь», генеральная в области культуры страны, и недаром Президент в Послании к Федеральному Собранию первый раз за все годы говорил о культуре. Никому не нужно объяснять: есть культура – есть будущее у государства, нет культуры – нет будущего.
В результате того, что кинематограф стал рыночным, оказался неосуществимым главный наш замысел. Помните, в Тамбове с губернатором области был подписан договор о создании инфраструктуры Российского национального киноцентра на тамбовской земле? Мы планировали открыть киностудию, отвечающую духовным запросам народа, а также киноакадемию, воспитывающую кадры для национального кинематографа. Все это оказалось невозможным, потому что для воплощения замысла требуется решение на государственном уровне.
У «Золотого Витязя» по-прежнему нет своего кинотеатра в Москве. А в нашей кинотеке уже около 4 тысяч фильмов из 60 стран мира. Кое-что показываю в авторской программе на телеканале «Спас».
– Белорусы активно участвуют в работе форума?
– Наш форум зиждется на кинематографиях России, Украины, Беларуси, Сербии и Болгарии. В жюри всегда работают кинематографисты из этих стран, то есть мы имеем возможность судить, с точки зрения общеславянской культуры, обо всем, что делается в мире. А мир тем временем привыкает к тому, что существуют законы гармонии и высокого духа, и эти требования у славян не отменялись. Замечу, что с первых дней работаем в братском контакте с белорусами и сербами. Прямой поддержки сербского руководства не так много, но энергии руководителя сербской делегации кинодраматурга, режиссера, продюсера Йована Марковича хватит не на один «комитет по культуре».
Значительную поддержку оказывает нам руководство Беларуси. Александр Григорьевич Лукашенко материально поддержал IV кинофорум, который проводился в Москве, а на будущий год принял фестиваль в Минске. Два года назад мы провели в Минске и театральный форум, во время которого театры города перевыполнили план.
Театральный форум по параметрам почти в два раза превосходит кинофорум, на котором за десять дней принимаем до 300 участников. На театральном у нас до 700 участников из 40 театров мира. И на все про все получаем в среднем в 10 раз меньше, чем на кинофорум. А дело в том, что, как объяснили мне в аппарате Швыдкого, я вторгся на его территорию, ведь он сам театральный деятель и все держит под контролем. Швыдкой сказал мне: «Если кинематограф – ваша ниша, то с театральным форумом вы прорвались по-партизански». Проведение V театрального форума осенью этого года пока под вопросом. Планировали провести вновь в Беларуси, а в идеале – вообще «прописаться» в Минске, но окончательного ответа пока не получили. По причине этого и швыдковский ФАКК нам отказывает.
– С ХVI кинофорумом едете в регион Кавказских Минвод. С каким настроением?
– В Минводы везем 240 конкурсных лент и 60 внеконкурсных. Вновь не получилось урезать афишу, хотя требования к отбираемым фильмам стали намного выше. Фильмов много еще и потому, что режиссеры снимают уже с прицелом на «Золотой Витязь». Например, учащиеся Белградской киноакадемии заявили, что будут работать не на Канны и «Оскар», а на нас. В Грузии молодые кинематографисты тоже тянутся к нам, вот принимаю в этом году 7 человек. Резо Чхеидзе, их педагог, не приедет, потому что из-за отсутствия финансов который год не может окончить свою картину.
Между прочим, в Тбилиси в этом году мы провели кинофестиваль «Эхо «Золотого Витязя». Принимали нас по-братски, как в Сербии. У трапа встретили с телекамерами, и по всем каналам освещали каждый шаг делегации. И хотя рядом не было ни одного официального лица, кроме нашего посла, это была убедительная демонстрация неколебимой дружбы двух православных культур. Нас принял патриарх Илия II, а грузины говорили, что впервые за эти годы вздохнули свободно. Грузия стала первой страной, в которой мы открыли официальное представительство «Золотого Витязя».
– Николай Петрович, а как насчет ролей в кино?
– Кинофорум «Золотой Витязь» – самое главное в моей жизни. Видимо, для этой миссии я был рожден, никаких актерских и режиссерских амбиций не осталось. Конечно, кое-что предлагают, но меня, как правило, это не устраивает.