Умер ли зритель?..
Пока около 30 тысяч зрителей смотрели кино, мэтры из двух столиц за «круглым столом» обсуждали тему «Смена поколений в кинематографе. Взаимопонимание или отторжение?», Эльдар Рязанов, который привез на фестиваль свою работу «Андерсен. Жизнь без любви», назвал молодое поколение «зомбированным и одуревшим», а себя – «уходящей натурой». По его мнению, «молодежь, воспитанная на американском кино, хочет смотреть то, что наша кинематография никогда не делала и делать пока не умеет. А разница между менталитетами невероятная». И привел пример: «Когда снимал «Андерсена», в западном музее увидел искусственную челюсть сказочника. Трудно представить, чтобы в наших музеях Пушкина или Достоевского мне показали челюсть писателя».
«Языком фильмов становится косноязычие, – подхватил Всеволод Шиловский («Эйфория», «Свободное плавание»). – Считается, что без мата с экрана до зрителей не докричаться («Изображая жертву»). Между прочим, в американских фильмах цензоры вырезают лишние «факи».
«Сейчас популярны фильмы из жизни микробов, – вставил Аркадий Инин. – «Питер FM», например. Не понимаю, как можно это смотреть! Наверное, меня пора выгонять из ВГИКа. Студенты жалуются: сценарии, которые я выбрасываю в мусорную корзину, подбирают продюсеры. А те, что хвалю, никому не нужны».
В полемику включился Рязанов: «Старшее поколение выбито, потому что публика сменилась. Еще Феллини сказал: «Мой зритель умер». И мой зритель тоже в какой-то степени умер, но еще не весь».
Разговор этот состоялся до объявления результатов фестиваля.
И оказалось, что мнение Рязанова о смерти зрителей слегка преувеличено. Фильм «Андерсен. Жизнь без любви» получил Гран-при фестиваля (Приз зрительских симпатий). Это раз. И приз от прессы. Это два. Сергея Мигицко за роль Андерсена назвали «Лучшим актером». Это три. А ведь Рязанов соревновался с адептами артхауса, мейстрима и поп-корна («Эйфория» Воропаева, «Свободное плавание» Хлебникова, «Семь кабинок» Месхиева, «Тупой жирный заяц» Росса, «Любовь-морковь» Стриженова). Но публика в массе своей с пиететом отнеслась к его кропотливому труду. А Дмитрий Быков даже сказал: «Рязанов снял 24 хорошие картины и одну великую – «Андерсена».
Эльдар Александрович уже думает о завтрашнем дне. «Для кого снимать? – волнуется он. – Что снимать? Новые средства выразительности искали Эйзенштейн с «Броненосцем Потемкиным», Тарковский с «Зеркалом». Как быть мне? Новаторства в комедиях в принципе не бывает. Комедия должна быть ясной и смешной.
И никогда новое течение не начиналось с комедии. Тарантино – не пример. Когда вырывают кишки, мне не смешно. Комедия – это другой путь. И в этом пути – моя драма. С одной стороны, главный заказчик у кино – зритель. Но на подступах – новый зритель. Как защитить кино от него?..»
«Знаете ли вы, – тоном заговорщика сообщил мэтр, – что в советское время существовала «райская группа» при Госкино? Ее членам, в том числе Александрову, платили зарплату, лишь бы они не ставили картин! Мне кажется, что в нашей ситуации (я не имею в виду себя!) это было бы гуманно».
И вот здесь позволю себе не согласиться. Все, кто хочет снимать кино, пусть снимают. Тем вероятнее шанс проявиться таланту. И у таланта обязательно появится свой зритель. С надежной прививкой фестиваля «Виват, кино России!».