САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Алексей Дударев:

Творчество белорусского драматурга Алексея Дударева хорошо известно не только в Белоруссии и России. Фильм «Белые росы», снятый белорусским режиссером Игорем Добролюбовым по сценарию Алексея Дударева, любим во многих странах, причем всеми поколениями. В театрах многих стран шли и спектакли по его пьесам «Вечер», «Порог», «Выбор»…
– Алексей Ануфриевич, правда, что фильм «Белые росы» основан на реальных житейских историях?
– Абсолютно реальная история, когда один мужик предлагал моему отцу выпить тещиной настойки, которой натираются, чтоб избавиться от хвори. Отец засомневался: мало ли на чем она настаивалась. А мужик сказал: «Да если там было бы что-нибудь плохое, то я бы уже лет десять назад помер». Еще был похожий случай. Когда я служил, нам выдали спирт для протирки контактов в радиоприборах и сказали, что в состав вещества добавлен сильнейший яд. Естественно, никакой отравы там не было. Но солдаты, чтобы убедиться в этом, решили сначала проверить действие спирта на собаке, а то, что из этого вышло, все видели в «Белых росах». Скажу только, что для солдат этот эксперимент закончился гауптвахтой.
– В ваших пьесах тоже много сюжетов, основанных на реальных событиях. Например, «Не покидай меня».
– Это мой любимый спектакль. Толчком для его создания послужила повесть «А зори здесь тихие...» Бориса Васильева. Тема одна и та же – женщины на войне. А у нас даже девочки, можно сказать, дети на войне, которых, как на заклание, отдают. Многое в произведении придумано, но в нем нет неправды. Ведь и Зоя Космодемьянская, которую мы привыкли воспринимать, скажем так, монументально, была еще совсем девчонкой, такой же, как мои четыре «вымышленные» героини. Они рвались защищать родину, совершали диверсии, а их самих ловили, били, вешали… В искусстве иногда даже больше правды, чем в самой жизни.
– Алексей Ануфриевич, в Драматическом театре Белорусской армии уже становится доброй традицией каждый год дарить зрителю по премьере. Что обычно переживаете вы как художественный руководитель этого театра во время первого показа спектакля?
– Нормальным зрителем быть уже не могу, потому что профессией испорчен: всегда волнуюсь – за актеров, за зрителей, за себя... Материал «Воробьиной ночи», последнего спектакля нашего театра, – тяжелый. То, что написал Короткевич, нельзя менять, и когда я создавал пьесу по мотивам его рассказа, боялся сойти с высокой ноты, поднятой этим гениальным белорусским писателем. Опасался, что нынешний зритель, испорченный «хохмочками», попсой, не воспримет спектакль. Но, к моему удивлению, все в зале сидели не шелохнувшись. Они думали. Это для меня самое важное. А ведь в спектаклях звучали вопросы, на которые нет ответа. Тот, кто угнетает угнетателя, сам угнетатель? Тот, кто убивает убийцу, сам убийца? Человек, который задает себе такие вопросы, обязательно найдет ответы.
– А как, на ваш взгляд, никого не угнетая, можно вообще бороться со злом?
– Кто-то из великих сказал, что смертная казнь – это бессмысленная месть. Если преступник пойман, он уже не опасен. Вспомним: Христос раскаявшегося разбойника, казненного за дело, не только простил, но и сказал ему: «Нынче же будешь со мной в раю». Я считаю, что, отправляя человека на смертную казнь, его лишают возможности спасти свою душу. Хотя со мной можно и не согласиться...
Бороться со злом можно, прежде всего совершенствуя самого себя.
А мы по гордыне своей стараемся переделать весь мир. А над тем, что он состоит из таких же, как ты сам, что под себя мир никогда не переделаешь, задумываются очень немногие.
Сторонись тьмы и иди к свету. Не ходи на совет нечестивых. Не греши. Вот те правила, по которым нужно жить.
– Белорусские спектакли на военную тематику были удостоены наград на московских театральных фестивалях. Чем это можно объяснить?
– Мы, белорусы, боль войны чувствуем генетически. Ведь со времен Рогнеды и Рогволода место на земле, где находится наша синеокая Беларусь, всегда было местом чьих-то разборок. Поэтому нашим людям приходилось не жить, а выживать.
А это больно всегда.
– На ваш взгляд, российский зритель отличается от белорусского?
– Ничем не отличается. А вот западный зритель по сравнению с белорусским и русским – совсем другой. Я не говорю, лучше мы их или хуже. Мы просто разные, живем по-разному, по-разному воспринимаем жизнь. Поэтому не надо, забыв о своем родном, бежать за их культурой. Нужно стараться, основываясь на классических традициях, создавать свое.
– Вы и драматург, и сценарист, и художественный руководитель театра… Какая из этих ипостасей для вас главная?
– У меня есть еще и диплом актера, правда, актерская деятельность – дело не мое. Например, в спектакле «Не покидай меня», где я играю полковника, чувствую себя инородным телом. Я тяжел. Не просто физически, а психологически. На сцене должно быть другое существование. Да и в роли сценариста давно не выступаю. Не востребован. Что касается моей административной деятельности... Мне, конечно, приятно ощущать свою значимость в театре, но все-таки, как любому творческому человеку, хотелось бы больше свободы, свободного времени.
– То, что сейчас повышается интерес к театру, – факт очевидный. Люди соскучились по живому общению или им надоело сидеть у телевизора?
– Дело в том, что театр – это единственное живое искусство.
В этом году исполняется двадцать четыре года «Белым росам». Но этот фильм можно будет посмотреть и через сто лет, и через триста. Он ведь будет всегда одинаковым. А вот один и тот же спектакль смотреть даже два раза невозможно. И дело вовсе не в том, что актеры будут играть лучше или хуже. Они, как и зрители, будут просто другими. Именно потому, что театр никогда нельзя повторить, ему ничего и не страшно. Он будет всегда.
– Что, на ваш взгляд, в искусстве недопустимо?
– В искусстве недопустима мерзость. Сколько бы за нее ни платили. Искусство – это ведь награда божья, данная людям для того, чтобы дорога к Богу была более освещенной. Поэтому, как призывал Чехов, мы должны «по капле выдавливать из себя раба», убирать из себя все низкое, подлое, заполняя свою душу светом.
– Как человек, все пьесы которого имели огромный успех в России, чувствуете ли вы, что культурные связи между Белоруссией и Россией становятся менее тесными, что они распадаются?
– Мы никогда не распадались и никогда не распадемся. Ведь для туманов границ не существует. Да и соловьям тоже визы не нужны. А востребованность нашей культуры в России и, наоборот, культуры старшей, более масштабной, которой является русская для нас, никогда не иссякнет.
Что касается лично меня, то мои пьесы ставили в России и в советские времена, ставили во время перестройки, ставили в начале смутных
90-х. Ставят и сейчас.
Да и вообще, политикам, экономистам стоило бы многому поучиться у деятелей культуры.
– Творческим людям всегда непросто. Чем спасаетесь, когда наступают тяжелые минуты?
– Обращаюсь к Господу Богу.
К Чехову. Люди творческие – всегда немного сумасшедшие. С ними непросто жить, им нельзя помочь. Они в своем мире живут, мучаются, мучают других.
– Чего бы пожелали современному человеку?
– Веры. Она дает надежду. А если веришь и надеешься, обретешь любовь. А если рядом любовь, нет бедности, нет болезней. И смерти нет.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Уникальный клад эпохи Крещения Руси нашли в Великом Новгороде
  2. Владимир Джабаров: Из-за русофобского курса территория Латвии превращается в пустошь
  3. ВЦИОМ: Более 77% россиян доверяют Владимиру Путину
  4. В Беларусь из РФ прибыл второй поезд для Минского метро
  5. Александр Лукашенко: Атака на вертолёт президента означает войну, украинцам она не нужна
  6. Марат Хуснуллин заявил об окончании нелегальной миграции в РФ
  7. Умерла мультипликатор Марина Восканьянц
  8. Владимир Путин обсудил с Совбезом формирование системы международных расчётов
  9. Александр Лукашенко: И российские, и украинские дроны залетали в Беларусь, было несколько таких случаев
  10. Ульяновская область отправила в Беларусь 40 тонн перловой крупы
  11. Александр Лукашенко: Белорусская армия перекрыла границы с Западом, приказы на случай эскалации отданы
  12. Александр Лукашенко заявил, что, если поляки попытаются оттяпать запад Украины, белорусская сторона окажет украинцам поддержку
  13. Киевский режим подорвал автомобиль начальника группы пропусков службы безопасности ЗАЭС
  14. В Польше из-за «детской водки» в магазинах разгорелся скандал и произошли отставки чиновников
  15. Польша отказывается пускать Украину в ЕС: Киеву поставили условие, которое он не хочет выполнять

Парламентское Собрание

Виктор Николайкин: «Сильными мы будем тогда, когда у нас будет сильная экономика»

В Москве на заводе «Москвич» прошло совместное заседание Комиссий Парламентского Собрания по бюджету, налогам, финансовому рынку и по экономической политики

Политика

«Иркутск будет общим узлом единого отечества»

После посещения Александром Лукашенко столицы Восточной Сибири Беларусь получит больше алюминия и среднемагистральных лайнеров, а общий торговый оборот увеличится в разы

МНЕНИЯ

955 дней не хватило, чтобы заткнуть предателей

Олег Зинченко

Нет сил задавать вопрос: почему такое происходит?

Сегодня мой друг прикрывает мне спину

Валерий Чумаков

Россия и Беларусь готовятся подписать договор о гарантиях безопасности

Польша не пустит Украину в ЕС

Анатолий Заусайлов

Пока Киев не извинится за «Волынскую резню»

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также