[46] «101 икона из Ярославля»
Предваряя тысячелетие Ярославля в 2010 году, Ярославский художественный музей привез в Москву образцы церковной живописи XVII-XVIII веков. Специально к выставке ярославские и московские реставраторы восстановили 16 икон...
Выставку открывают иконы первой половины – середины XVII столетия. Среди них – «Богоматерь Корсунская», «Вознесение», а также «хоровые» композиции, которые очень любили писать в Ярославле: «О Тебе радуется», «Похвала Богоматери с клеймами акафиста». Также икона «Рождество Христово», приписываемая кисти Иосифа Владимирова, работавшего впоследствии в Оружейной палате Московского Кремля.
Как рассказал куратор выставки, старший научный сотрудник Ярославского художественного музея Алексей Федорчук, главная черта ярославской иконы – ее монументальность. В Ярославле строили храмы соборного типа и неудивительно, что для них создавали соразмерные по внутреннему содержанию образы. В бойком торговом городе были популярны иконы с клеймами, в которых содержалось подробное повествование о жизни святого. Зрители и сегодня могут рассмотреть уникальный образ Иоанна Златоуста, содержащий 52 клейма. Так влияла на «иконников» высокая книжная культура ярославских монастырей.
По мнению старшего научного сотрудника отдела древнерусского искусства ГТГ Левона Нерсесяна, экспонаты выставки показывают, что ярославские иконописцы занимались свободным иконографическим творчеством, оставаясь в русле традиций: «Мы убеждаемся, что это культура мощная, полнокровная, преизбыточная, исполненная жизненной силы. Здесь благополучно живет классическая средневековая традиция, которая чуть меняется в XVII-XVIII веках, постепенно и органично ассимилируя художественные влияния той поры».
Он рассказал, как ярославские художники творчески переосмысливали западные достижения. В России существовали сборники прорисей – так называемые лицевые иконописные подлинники, по которым писались иконы. Феномен массового ремесленного иконописания в XVII веке проявлял себя достаточно активно. В ту пору в Голландии начиная с XVI века печатались Библии, иллюстрированные гравюрами. Благодаря им набор традиционно применявшихся в России прорисей расширился. Принимая западноевропейские гравюры как шаблоны, художники не отказывались ни от православного канона и традиции, ни от эстетических поисков. И «скучные» гравюры за счет цветового решения приобретали живое звучание на русских иконах. Пример тому – икона XVII века «Спас Вседержитель», к которой написана отдельная рама с клеймами Страстей Христовых.
В XVII-XVIII веках стали строиться большие каменные храмы, поэтому иконы укрупнились. Чтобы более ранние, маленькие по размеру образы не затерялись в храмовом пространстве, для них стали писать живописные рамы, по размеру значительно превосходящие саму икону. На выставке экспонируется икона-рама из разрушенного после революции Успенского кафедрального собора. На ней изображены святые ярославские князья Василий и Константин. Рама обрамляет Ярославский образ Богоматери. Над иконой Богородицы – полусфера, а на ее вершине запечатлен Успенский собор, осеняемый Божественным светом.
Предмет гордости устроителей выставки – только что прошедший реставрацию праздничный чин XVII века из Ильинской церкви Ярославля. Он давно известен исследователям своим тонким миниатюрным письмом, но никогда не показывался целиком. Иконы этого цикла, выполненные артелью знаменитого мастера Гурия Никитина, специалисты по древнерусскому искусству считают одними из лучших произведений XVII столетия.