[45] «Невидимая линия» Дэнниса Хоппера
Для широкой публики он – голливудская звезда. «Апокалипсис сегодня», «Синий бархат», «Беспечный ездок» – только этих фильмов хватило бы, чтобы обеспечить Хопперу место в истории кинематографа. Но по его собственному признанию, принадлежит он не только кино, миру света, но и фотографии – миру тени. Тем более что фотографией начал серьезно заниматься еще до того, как сделал карьеру в кинематографе. После петербургского Эрмитажа выставка фоторабот Дэнниса Хоппера обосновалась в московском Манеже.
Впрочем, еще неизвестно, взял бы он ее в руки, если бы не пожар, в котором дотла сгорели все его живописные полотна. Сам Хоппер утверждает, что в этом огне сгорела и вся его предыдущая жизнь. В той жизни он был художником, существующим на грани абстракционизма и импрессионизма, и не очень известным киноартистом, с которым мало кто хотел иметь дело. И вот в 61-м в одночасье все сгорело. Хоппер счел это знаком свыше – ведь на рубеже пятидесятых и шестидесятых абстрактная живопись перестала считаться актуальной. Людям захотелось неприукрашенной жизни. Что ж, Хоппер отложил кисть и взял в руки фотоаппарат.
В Штатах актеру добиться известности в области, не связанной с кино, чрезвычайно сложно. Дэннису это удалось. Телевизор, где показывают похороны президента Кеннеди. Джейн Фонда, забавляющаяся стрельбой из лука. Полиция, разгоняющая толпу хулиганов в Лос-Анджелесе. Лопнувшее стекло, кое-как залатанное и замазанное белой краской. Энди Уорхолл, покуривающий сигару в компании друзей. Это не портреты, не постановочные сюжеты. Это реальность, существовавшая параллельно с той, которую видели обычные люди. Хоппер не кадрировал и не редактировал снимки – только так он мог оставаться режиссером своей реальности.
Возможно, это всего лишь странное совпадение, но киношная слава пришла к Хопперу как раз тогда, когда он отложил фотокамеру и, раздобыв денег, принялся снимать свой собственный фильм. «Беспечный ездок», вышедший на экраны в 69-м, стал гимном целого поколения.
Карьеру Дэнниса Хоппера не назовешь гладкой. После такого колоссального успеха были и другие, не менее громкие. Но были и провалы. Скачки с препятствиями – это и есть жизнь.
Возвращение к фотографии произошло только через двадцать семь лет. В 2003 году компания Olympus выпустила новую цифровую фотокамеру и пригласила Хоппера на презентацию. Былое увлечение вернулось с новой силой. Но с фотографий рубежа тысячелетий практически исчезли люди. Их место заняли странные, почти неземные пейзажи, причудливые граффити и обшарпанные стены с обрывками некогда ярких афиш. Похоже, что для Хоппера все вернулось на круги своя – абстракция стала важнее реальности. А может, это просто другая реальность, отделенная от нашей лишь невидимой линией?