САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

[45] Юрий СОЛОМИН:

В прошлом году Малый театр отметил 250-летний юбилей. Но празднование его растянулось на целый гастрольный год. С лучшими спектаклями актеры Дома Островского побывали в Белоруссии, на Украине, в Латвии, а также во многих российских городах. Сейчас в театре готовятся к гастролям в не самом крупном городе России – Выксе Нижегородской области, где обнаружился металлургический комбинат – ровесник Малого театра. Накануне мы встретились с художественным руководителем Малого театра, народныым артистом СССР Юрием СОЛОМИНЫМ...

В прошлом году Малый театр отметил 250-летний юбилей. Но празднование его растянулось на целый гастрольный год. С лучшими спектаклями актеры Дома Островского побывали в Белоруссии, на Украине, в Латвии, а также во многих российских городах. Сейчас в театре готовятся к гастролям в не самом крупном городе России – Выксе Нижегородской области, где обнаружился металлургический комбинат – ровесник Малого театра. Накануне мы встретились с художественным руководителем Малого театра, народныым артистом СССР Юрием СОЛОМИНЫМ... В глушь, в Выксу!

– Юрий Мефодьевич, гастроли в Выксе – это что-то совсем необычное для Малого театра?
– Почему необычное? Почему ехать на гастроли нужно обязательно в Париж или Нью-Йорк? А вот мы едем в Выксу – к хорошим русским людям. Нас пригласили – и мы едем, это нормальные человеческие отношения. Кроме того, мы хорошо знаем, что это такое – 250-летний юбилей. Неслучайно мы задумывали празднование юбилея двух старейших театров России – Малого и Александринского на всей территории России – от Владивостока до Калининграда. Это получилось, иначе и быть не могло. А здесь, вдумайтесь, 250 лет металлургическому комбинату в маленьком городе. После всех передряг он выжил, и город выжил, это ж какое событие, его и отметить нужно по-крупному, поэтому наши гастроли и называются фестивалем.
Везем спектакли по Островскому – «Трудовой хлеб» и «День на день не приходится» в постановке Александра Коршунова. Приедет хорошая актерская делегация, и я уверен, что наши контакты с Выксой гастролями не ограничатся.

А ревизоры кто?

– В год 250-летнего юбилея на сцене Малого театра состоялась премьера 12-го «Ревизора», залы полны зрителей, а в прессе по-прежнему вас называют музеем и корят за «отсутствие концептуальных идей и отрицание эстетики современного искусства»…
– Если жизненная ситуация и изменилась, то это не значит, что в культуре нужно все напрочь поменять. Это мы уже проходили. Сегодня все говорят о том, что в начале 90-х менять жизненные устои было необходимо, но не так, одним махом, как это сделали в Беловежской Пуще, а в рамках существовавшего Союза. Так вот сегодня я нахожусь в положении человека, который тормозит подобный развал в культуре. Нас таких несколько, и мы кость в горле для тех людей, которые пишут такие строки о Малом театре. Наш театр не абстрагируется от жизни, которая существует, а сравнение с музеем – так ли уж это плохо? Эрмитаж, Лувр, Пушкинский музей на Волхонке или Третьяковка – чем они плохи? Тем, что там висят картины великих мастеров? И чем провинились Рембрандт и Микеланджело, что кто-то не прочь вынести их работы из музеев, а вместо них поместить, допустим, «Черный квадрат»? Чем плоха, допустим, Академия Ильи Глазунова, настоящий музей потрясающих классических работ? Я бываю там довольно часто, несколько выпускников академии написали дипломные работы лично на мне, и каждый раз говорю Илье Сергеевичу, что следует сделать открытыми двери этого музея. Почему надо «осовременивать» Чайковского, Моцарта или Бетховена? Да, мы сохраняем традиции, чтоб «было видно и понятно», как говорила моя учительница Вера Николаевна Пашенная. На этом стояли и стоять будем. И, уверен, рано или поздно все вернется на круги своя. Хорошие работы есть в каждом театре, а если в коллективе есть хотя бы один талантливый человек, все не так уж и плохо. Единственное, я не стал бы уповать на все эти «фабрики звезд». За три месяца ничему не научишься. Результат от этих «фабрик» один – посмотрите, кто сегодня идет по красным дорожкам на фестивалях? Я половины не знаю…
Находятся мастера, которые и Пушкина с Гоголем переделать готовы, но вопрос в том, кто им это позволил? Авторы, если были живы, разрешили бы делать «концепцию» на основе их произведений?! Для меня как для режиссера концепция заключена в авторе, в данном случае в Гоголе, поскольку идет речь о «Ревизоре». Трижды в своей жизни я был связан с Гоголем, в 1966 году играл Хлестакова, получив эту роль из рук самого Ильинского, этого великого артиста, русского Чаплина. После смерти Игоря Владимировича мы с Евгением Яковлевичем Весником поставили «Ревизора», где Хлестакова играл Виталий Соломин, а Весник, в более зрелом возрасте, продолжал играть Городничего.
Для чего я все это рассказываю? Для того, чтобы напомнить критикам, что в 1836 году Гоголь написал письмо Щепкину, в котором просил его сыграть Городничего и взять на себя обязанности постановщика, практически сделал из него режиссера. Гоголь был очень доволен постановкой, несмотря на отсутствие режиссерской «концепции», а критики писали об авторе и актерских работах. Менялись годы, но суть концепции Гоголя оставалась прежней. И когда я пришел на репетицию «Ревизора» как постановщик, кто-то из артистов спросил меня с юмором: «Ну а какая будет концепция»? Я сказал: знаете что, давайте почитаем. Мы стали читать и через пять минут заулыбались, а потом начали смеяться, хохотать до слез, и я сказал: ну вот, здесь концепция и зарыта. Знаете что – ничего не изменилось в жизни, вот вам и концепция, и хотят того или нет наши недоброжелательные критики, они все равно не могут этого не отметить. А я радуюсь – а-а, раздеть догола или обрить героя нетрудно, но Гоголь об этом не писал. Или пишут, что спектакль получился о чиновниках, а не о Хлестакове, читайте, скажу вам, пьесу – она о чиновниках и написана. О том, как мы сами себя боимся – ой-ой, кто-то приехал из центра, ну не похоже ли на наше время? Он ничего не делает, а ему все «дают», его все боятся, и один слуга все время ходит за ним и уговаривает уехать от греха подальше. Сегодня только ленивый не бросает камень в чиновничество, хотя бы от медицины – «дорогих лекарств мы не употребляем, простой человек, если выживет, он и так выживет». Чего еще нужно, зрительный зал аплодирует, и он, заметьте, согласен с «концепцией» Гоголя.
И если уж говорить о критиках, редко кто из них заметил, как тихо, сквозь слезы и в полуобморочном состоянии произносит свой финальный монолог Городничий, некоторым даже становится его жалко. А почему?.. Да потому, что мы все такие, творим невесть что, а потом плачем об этом. Вот вам и концепция. Сделать капустник из классического произведения особого труда не представляет, а ставить сегодня классику так, чтобы зритель задумывался о том, что сам виновен, в том, что задыхается без сердечности, душевного тепла и доброжелательства, как без кислорода, и означает, на мой взгляд, работать на возрождение русского театра.

Возвращение водевиля

– Замечено, что на русскую сцену возвращается водевиль. Есть ли у него шансы поспорить с мюзиклом?
– Не надо спорить, мюзикл – музыкальный жанр, он близок к опере, даже к рок-опере, а водевиль – к драме. Все водевили заканчиваются на доброй, немного нравоучительной ноте, и, как правило, они очень наивны. Одним словом, сравнивать эти жанры нельзя, как нельзя сравнивать мелодраму с драмой или оперетту с комедией. Переводной водевиль Каратыгина «Таинственный ящик», который идет у нас в театре, я опробовал еще в училище, лет 20 назад, мы даже играли его в филиале и убедились, что он имеет успех у публики. Зрителю недоставало «витамина», поэтому годы спустя я вернулся к постановке этого «французского» водевиля. Несколько лет мы работали с автором, который писал стихи, добиваясь того, чтобы они элегантно вошли в спектакль, добавили кое-что из сегодняшней жизни. И нужно видеть, какое сочувствие у публики вызывает наш герой – малоспособный артист, который очень любит театр. Волею судьбы он получает в наследство большие деньги, которые тут же «распределяет» между молодым человеком, влюбленным в его дочь, который и подвиг папашу на получение наследства, чопорными родственниками, всегда презиравшими артиста за «низость» сословия, а на оставшиеся деньги мечтает построить театр для всех «ошиканных» артистов. И, говорит, буду вызывать их по тысяче раз, если, конечно, найдется такая публика, хотя, мне кажется, я уже вижу ее перед собой. Аплодисменты гремят такие, что у актеров нет возможности спеть куплеты. Так что водевиль необходим нашей публике.
– Как и телесериалы?
– Вы знаете, меня не приглашают в сериалы, в которых серия снимается за несколько дней, ну а молодежь, которая не работает в театрах, участвует в них. Надо сказать, что это изнурительный труд, и в этих условиях очень трудно получить что-либо высокого класса. Раньше сериалы снимались так же, как фильмы, у них был бюджет, были натурные съемки, ну и месяца полтора времени на одну серию. Именно так я работал в сериалах «Адъютант Его Превосходительства», «Хождение по мукам», «ТАСС уполномочен заявить», «Московская сага», «Родина ждет».
– Что требуется от артиста?..
– Когда ты играешь трагическую роль, не посчитайте за пафосность, от тебя требуется очень большая собранность и большая отдача. Вера Николаевна Пашенная учила студентов «оставлять на сцене кусочек своего сердца», так учили нас всех, и артисты Малого театра в любой роли пытаются это сделать. Но когда ты играешь трагическую роль, тебе нужно чем-то особо напитываться, из ничего не создастся нужное тебе состояние. И вот лично меня питают, может, три – пять узловых жизненных впечатлений. И всегда приходят ко мне на помощь – тишина в Хатыни и колокольчики, которые – тинь-тинь – тихонько позванивают от ветра.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин: РФ будет продолжать испытания новейших ракет, в том числе в боевых условиях
  2. Александр Лукашенко дал политическое убежище польскому экс-судье Томашу Шмидту
  3. Дмитрий Мезенцев принял участие в заседании коллегий МИД Беларуси и России
  4. Картошку от Александра Лукашенко посадят в горах Дагестана
  5. Вячеслав Володин: Владимир Путин принял решение, которое мы поддерживаем
  6. Сергей Лавров: РФ и Беларусь будут добиваться справедливости, используя оставшиеся международные правовые инструменты
  7. Сергей Лавров и Максим Рыженков обсудили подготовку заседания Высшего госсовета Союзного государства
  8. Главы МИД РФ и Беларуси подписали заявление об общем видении Евразийской хартии
  9. Сергей Лавров заявил, что Беларусь сможет участвовать во всех мероприятиях БРИКС
  10. Сергей Лавров: Зеленский испугался ответа на применение дальнобойных ракет
  11. ВЦИОМ: Уровень доверия россиян Владимиру Путину составил 78,8%
  12. Александр Лукашенко пообещал отключить интернет в случае новых беспорядков в Беларуси
  13. Сергей Лавров и Максим Рыженков возложили цветы к Вечному огню Брестской крепости
  14. Виктор Орбан призвал не относиться к словам Владимира Путина как к болтовне или уловке
  15. Александр Лукашенко обсудил со студентами информационные войны, геополитику и «перамены»

Парламентское Собрание

Вячеслав Володин: ПС в декабре рассмотрит бюджет Союзного государства на 2025г

Вячеслав Володин заявил, что в декабре пройдет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, где будет рассмотрен бюджет Союзного государства на следующий год.

Политика

Вячеслав Володин: разрешение Киеву на дальнобойное оружие подтверждает, что против РФ воюет НАТО

Разрешение США и их союзников применять Украине дальнобойное оружие западного производства по нашей стране ещё раз подтверждает, что против России воюет НАТО, заявил Вячеслав Володин. Автор Юлия Толкачева

МНЕНИЯ

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

Прилет по приглашению

Павел Родионов

«Опять зеленеет орешник. Орешник под нашим окном».

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также