Славянский меч против терроризма
С одной стороны, грех жаловаться, через дорогу от нашего «Интуриста» был домик Лермонтова, а с балкона открывался вид на гору Машук, но ежедневные поездки «на работу» (час туда, час обратно), конечно же, утомляли. Программа беспрестанно менялась, кинопоказы наезжали один на другой, кроме того, параллельно предлагались экскурсии – по лермонтовским местам, по горным монастырям, в Домбайскую долину, так что на пресс-конференциях порой приходилось обсуждать фильмы, которые не удалось посмотреть. Но что журналисты! Говорят, самого Александра Сокурова, фильмом которого «Элегия жизни. Ростропович. Вишневская» открывался фестиваль и которому вручили Золотую медаль имени С.Ф. Бондарчука «За выдающийся вклад в киноискусство», никто из организаторов не встретил…
Но, несмотря на трудности, «Золотой Витязь» («ЗВ») в очередной раз доказал, что он непотопляем и свою программу выполнил. Причем, возможно, впервые за 16 лет она особенным образом соответствовала духу и букве бурляевского форума – «За нравственные, христианские идеалы. За возвышение души человека». Имею в виду специальную программу «Кинематографисты мира против терроризма», которая была разработана и проведена совместно с представителями Национального антитеррористического комитета России (с будущего года это будет самостоятельный кинофорум). Десанты «Витязя» побывали во многих городах и поселках Ставрополья, а также в Беслане.
Открытие программы состоялось в Пятигорском лингвистическом университете, перед студентами выступил начальник Управления ФСБ Ставропольского края Олег Дуканов, руководители города и института, президент «Золотого Витязя» Николай Бурляев. В концерте принял участие герой-альфовец Рустам Невретдинов. Он пел о погибших друзьях, и зал не раз поднимался в едином порыве, чтобы почтить память героев.
– Терроризм объявил войну всему человечеству, – сказал заместитель руководителя аппарата Национального антитеррористического комитета Виктор Орлов, – и мы учимся давать отпор. Еще Фридрих Великий 250 лет назад говорил о том, что если бы солдаты понимали, из-за чего воюют, войны вести было бы невозможно. Так вот, если средствами кинематографа при поддержке СМИ мы разъясним «пушечному мясу», кто и зачем направляет их на смерть, база терроризма будет сужена.
Многие из 20 фильмов, которые отобраны для программы, смотреть без слез невозможно. Мы готовы выступить консультантами новых картин. Если нашей программой заинтересуются телевизионные каналы и прокат, мы можем сделать тираж и показать картины в России и за рубежом, тем более что во многих странах уже работают киноклубы «ЗВ». Например, фильм «Обыкновенный терроризм» Сергея Медведева сделан на 6 языках, в нем собраны материалы, которые боевики готовили в качестве отчета для своих спонсоров.
«Золотой Витязь» хорош тем, что на нем не оставляет ощущение, что ты не просто «фестивалишься», а именно трудишься. И над своей душой прежде всего.
Подтверждаю, что к категории таких «тяжелых» фильмов относится лента «Косово. Бесконечный погром», в которой запечатлены все кошмары этой многострадальной земли, колыбели национального самосознания сербов, за последние десять лет. Сербов в Косове не осталось, и «правители мира», которые взяли на себя труд решать, где кому жить на земном шаре, намереваются отдать эту землю албанцам. А для сербов лишиться Косова – Бурляев не раз проводил эту аналогию – означает то же самое, что русским потерять Кремль или Троице-Сергиеву лавру. В кинообвинении едва ли не в режиме онлайн сняты убийства, насилие, поджоги, в ушах звенит от рыданий людей, особенно страшно слышать, как плачут мужчины (а сербов не назовешь слабаками). И самым симптоматичным кадром, безусловно, стал тот, где варвар, забравшись на купол храма, остервенело расшатывает православный крест. Настоящая дьявольская картинка. Время от времени видеоряд прерывают статистикой – сколько убито людей, разрушено храмов, сожжено домов. Статистика мало изменилась после прихода миротворцев. Наоборот – изуверств стало больше. Полиция арестовывает убийц только «по факту», когда ей предъявляют едва ли не видеосъемку убийства. А на суд, как рассказал мне продюсер фильма Йован Маркович, приходят сто албанцев и утверждают, что в момент убийства преступник пил с ними чай. И того отпускают. Участники кинофорума намерены обратиться в ООН с протестом против геноцида сербов в Косове.
У «Витязя» много друзей, но и врагов хватает. Как только ни называют этот фестиваль, и словечко «секта», подчеркивающее славянскую направленность его, пожалуй, самое распространенное. В то время как «Витязь» не ставит никаких границ. Сугубо религиозные фильмы были выделены в специальную программу «Религия и ХXI век», которая показывалась в Свято-Никольской церкви в Кисловодске. А участники фестиваля с удовольствием передавали друг другу мнение одного из священников, члена жюри, что повышенная религиозность фильма не является гарантией его качества.
В конкурсе игровых картин русский «Остров» (Гран-при) соседствует с польским «Запахом жасмина» – о событиях в католическом монастыре, жесткая казахская сага «Месть» («Бронзовый Витязь») – о временах манкуртизма с притчей Мэла Гибсона «Апокалипсис» – о безграничных возможностях человека, который хочет выжить в джунглях. Неважно каких – настоящих или джунглях мегаполиса. Среди призеров оказалась сербская картина «Сыновья моих братьев» Синиша Ковачевича («Золотой Витязь») – о мифической встрече мужчин одной семьи, погибших в войнах ХХ века, и фильм о японских Ромео и Джульетте Тена Симояма «Синоби» («Серебряный Витязь»).
Фильмов, как всегда, было море – 240 конкурсных и 60 внеконкурсных. К шести номинациям добавилась еще одна – «Телевизионные игровые фильмы». Бурляев считает, что «ЗВ» должен определить свои приоритеты и в этой кинопродукции. Ими стали: «В круге первом», «Доктор Живаго» (Россия) и «Там, где цветет лимон» Здравко Шотра (Сербия). По признанию и жюри, и зрителей, Россия отличилась в мультипликации. «Золото» – за фильм «Моя любовь» по повести Николая Шмелева, рисованный прозрачными красками на стекле, взял «оскароносец» Александр Петров, а «серебро» – Сергей Рябов за «Рыбку».
Документалисты в этом году нельзя сказать, чтобы блистали. И белорусы, вопреки традиции, получили лишь «золото» за короткометражку Любови Битно «Рождественский подарок» и «бронзу» за мультик Ирины Кодюковой «Золотые подковы». А когда-то им, по признанию директора «Белвидеоцентра» Александра Карпова, доводилось увозить до 16 кг «Витязей». По традиции, на фестивале был вручен приз Александра Лукашенко «За сохранение традиций духовности в кинематографе» – народному артисту России Александру Михайлову, председателю жюри художественных фильмов XVI «ЗВ». А приз Телерадиовещательной организации Союзного государства «За гуманизм и духовность киноискусства» председатель Игорь Угольников вручил Станиславу Говорухину.
...После Крестного хода в честь Николы Вешнего на Крестной горе близ Свято-Никольской церкви говорилось о том, что в мире растет интерес к православию. Отец Александр из Белоруссии подчеркнул, что именно поэтому России, Украине, Белоруссии, Болгарии и Сербии необходимо единение. «Церковь Божия едина, – сказал он. – И дай Бог всем нам совершить подвиг труда!..» «Золотой Витязь» и вправду хорош тем, что на нем не оставляет ощущение, что ты не просто «фестивалишься», а именно трудишься. И над своей душой прежде всего.