Кино рифмуется с любовью
– Если пройтись по номинациям, – сказал Максим Александрович, то в конкурсе телефильмов и телепрограмм мы представили двухсерийную картину Александра Ефремова «Рифмуется с любовью», автор сценария – Юлия Лешко. В мелодраме затронута тема Чернобыля, злободневная для нас до сих пор. Мы устраивали в Минске широкий показ картины и убедились в том, что она получилась интересной и полезной. Замечу, что в главной роли снялась российская актриса Анна Ковальчук. В конкурсе короткометражных картин, которые снимаются в Белорусском видеоцентре, мы показали «Зачарованные болота» Игоря Бышнева, «Марию» Виктора Аслюка, «По имени и житие…» Валерии Скворцовой – портрет митрополита Филарета, «Вспоминая о своем кино» Сергея Катьера и «Рождественский дневник» Любови Битно. Белорусская анимация была представлена фильмами «Золотые подковы» Ирины Кодюковой и «Несгибаемый Чен» Михаила Тумели.
А если говорить о состоянии белорусского кино, то оно постепенно выходит из того замороженного состояния, в котором оказалось после распада СССР. Более того, в последнее время у нас появились грандиозные планы реконструкции киностудии «Беларусьфильм», которая не ремонтировалась с 60-х годов. Для того чтобы быть конкурентоспособными, мы должны и переоснастить студию в соответствии со всеми требованиями технического прогресса. Планируем внедрить у себя передовые технологии, которыми славится киноконцерн «Мосфильм». Надеемся, это позволит нам осуществлять кинопроизводство совершенно по-новому.
Подчеркну, что развитию культуры государство уделяет огромное внимание, эти вопросы находятся под патронатом президента Александра Григорьевича Лукашенко. В республике существуют два фонда президента. Первый поддерживает талантливую молодежь, обеспечивая ей все стартовые начала и следя за тем, чтобы творческая личность могла себя реализовать, а второй – одаренных учащихся.
Но вернемся к кинематографу. В прошлые годы нам удавалось выпускать в год от силы картины три, и это считалось неплохим результатом. Сегодня государство регламентирует до шести картин в год, но мы уходим от этих понятий, сосредотачивая внимание на организации ритмичного процесса. Так, в текущем году планируем выпустить семь картин, такого у нас еще не бывало, более того, намерены попросить у президента миллион долларов дополнительно на финансирование двух новых проектов.
– А будет ли продолжено создание совместных российско-белорусских проектов – таких как сериал «Майор Ветров»?
– Да, этот сериал был широко разрекламирован и с успехом прошел по телеканалам. Хотя люди творческие отнеслись к нему критически – им бы хотелось еще лучше, а на мой взгляд, в период перехода от «закаменевшего» кино к современному получилось совсем неплохо. Во всяком случае, зрители оценили. Снят фильм на студии «Беларусьфильм» совместно с российской «Артсинемагруп» по сценарию Николая Чергинца, писателя, генерала милиции, парламентария, человека, очень уважаемого в Белоруссии. Только что закончилась работа еще над одним совместным проектом – российский режиссер Алла Криницына по своему сценарию на творческой студии «Стелла» сняла фильм «Родина или смерть». По сюжету, в тылу советских войск в сентябре 1942 года действует диверсионный отряд. В картине снимались российские и белорусские актеры. Сейчас режиссер Геннадий Полока снимает картину «Око за око» – о драме царского офицера Адамова, оказавшегося в круговороте послереволюционных событий. Оставаясь патриотом России, генерал принимает новый порядок и находит себя в новой жизни. В фильме снимаются Ростислав Янковский, Владимир Гостюхин.
Есть еще один проект – фильм Марии Можар «Враги». Мария – уроженка Белоруссии, окончила ВГИК, живет в России, работает с Алексеем Учителем, он и является продюсером фильма. Этот фильм о войне. Действие происходит на территории, оккупированной фашистами. Враги заняли нашу землю, но народ остался несломленным. В очень непростой социально-психологической ситуации показано, как люди остаются патриотами.
Как видите, с Россией сотрудничаем постоянно – либо оказываем услуги российским кинематографистам на съемках, либо осуществляем совместные проекты. Совместное производство фильмов становится у нас доброй традицией. Недавно генеральный директор киностудии «Беларусьфильм» Владимир Заметалин был у Карена Шахназарова на «Мосфильме», и они делились опытом. Таких государственных студий, как «Беларусьфильм», осталось мало, и традиции свои мы будем развивать и дальше.
Поэтому сегодня у белорусского кино, как и у страны в целом, есть перспективы. Белоруссия сегодня – это страна с большим будущим, в которой трудятся дружественно настроенные к своим соседям люди. Белоруссия открыта для добрых контактов, хотя некоторым псевдодемократам, условно говоря, не нравится то, что наша страна развивается независимо.