САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Играем «Бедных людей»

Александр Галибин, он же Николай II в фильме «Романовы. Венценосная семья»», он же Мастер в телесериале «Мастер и Маргарита», поставил «Бедных людей» Федора Достоевского в «Табакерке». А Галина Волчек по соседству в «Современнике» вместе с Валентином Гафтом и Ниной Дорошиной разыграла другую историю: встречу супругов через 30 лет. Но поскольку автор пьесы «Заяц. Love story» Николай Коляда придерживается «мусорной» эстетики, то и тут получился спектакль о бедных людях, актерах, оказавшихся на обочине перестроившегося общества.
Питерский артист и режиссер Александр Галибин, в недавнем времени возглавлявший императорскую «Александринку», следуя идее автора инсценировки Валерия Семеновского, представил героев Достоевского эдакими шутами. О перевоплощении здесь и речи не может быть, потому что в данном случае произведение Федора Михайловича – это базис, благодаря которому можно рассуждать о нынешних бедняках, у которых единственно что осталось – честь. И если ее «заложить», «продать», то и жить дальше нет никакого смысла.
С самого начала спектакля пять молодых исполнителей пытаются навести «мосты» с крохотным зрительным залом, и это им удается. И хотя такие слова, как «сударь», «милейший», «незабвенный», вышли из обихода, но тип Макара Девушкина остался. Суть его осталась – маленький человек несгибаемого достоинства, презирающий власть золотого тельца. Самое удивительное: Александр Галибин не делает из истории «оплеванного» Девушкина трагедии. Сюжет разбитого сердца и обманутых надежд он преподносит, как ни странно, в фарсовом ключе. Мол, достали нас классики этими «униженными и оскорбленными», хватит размазывать «сопли». Но, как ни стараются артисты придать действию ернический характер, смеяться не хочется. Режиссерский прием с двумя ведущими-лацци из итальянской комедии дель арте с трудом вписывается в психологическую структуру Достоевского. Здесь должна быть другая природа юмора, поскольку это не стыкуется с теми сценами, в которых Макар Девушкин (Д. Никифоров) осязает, чувствует, что его любовь к Вареньке (О. Красько) изначально обречена. Уж слишком он беден, а потому не может ей дать даже самое элементарное. Да, мечты прекрасны, но проза жизни сильнее, и смеяться над этим грешно, неудобно…
По-своему несчастны и бедные герои Love story по пьесе Николая Коляды в «Современнике», хотя они и не сознаются в этом, всячески пытаясь обмануть судьбу и утешить себя светлыми воспоминаниями. Но прошлое – это прошлое, а день нынешний – это постоянные гонки с препятствиями, и никому дела нет, есть у тебя на это силы или нет. Героиня Нины Дорошиной – стареющая актриса, уже давно вышла в тираж, но ей надо зарабатывать на хлеб с маслом, поэтому приходится пускаться во все тяжкие и принимать участие в любых корпоративных вечеринках, сулящих большие гонорары. Именно на эту удочку она и попадается, получая приглашение от неизвестного менеджера из города N, который оказывается ее бывшим мужем. Коллизия, прямо скажем, трагикомическая. С одной стороны, смешно, когда молодящаяся актрисулька пытается убедить себя и своего непутевого мужа, что у нее все «о’кей», а с другой стороны, жизнь-то прошла, а в итоге ничего – ни славы, ни семьи, ни детей, один кот в пустой квартире.
Еще в худшем положении находится ее муж, который давно расстался со своей актерской профессией и теперь может тешить себя лишь воспоминаниями о роли зайца в детской сказке. Но! Жизнь, проехавшаяся по этому человеку трактором, не уничтожила его человеческого достоинства, не убила способность смеяться над собой и окружающими, он по-прежнему интересен себе. Эту роль гениально сыграл Валентин Гафт, в ней есть все, чем сейчас «болен» каждый отставной интеллигент, каждый артист, попавший «в запиндю» между высоким искусством и обыденной суетой. Как выясняется по ходу спектакля, спасти его может только юмор, вера в себя и жизнь, которую никогда не поздно начать сначала, даже если ее осталось только «на посошок».

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Польша намерена разместить механизированную бригаду на границе с Беларусью
  2. В Минский зоопарк передали амурского тигренка, спасенного в Хабаровском крае
  3. США приостанавливают выделение помощи Грузии в связи с принятием закона об иноагентах, заявил Блинкен
  4. Только у нас на канале: К чему привела замена Байдена на Камалу Харрис и как мир реагирует на шабаш в Париже
  5. Пахомов: С января мы приняли 11 важных федеральных законов, еще 52 законопроекта на рассмотрении Комитета
  6. Путин подписал указ о присвоении 314 отдельному радиотехническому полку почетного наименования
  7. Госдума: Бойцам СВО не грозит арест за использование гаджетов для боевых задач
  8. Володин: У политиков отпусков не бывает
  9. Вячеслав Володин: «закон Путина» об индексации пенсий работающим пенсионерам — это закон, который ждали все
  10. Завальный: Ситуация на российском рынке нефти и нефтепродуктов стабильна и управляема
  11. Госдума обязала иностранцев, получающих гражданство РФ, вставать на воинский учет
  12. Белоусов: РФ рассматривает Индонезию как одного из важнейших партнеров в АТР
  13. Владимир Путин: Рынок Индонезии представляет большой интерес для России
  14. Обращение ГД «К Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину по вопросу корректировки подзаконных актов в сфере миграционной политики»
  15. В России запретили продажу энергетиков детям

Парламентское Собрание

Елена Афанасьева: Бюджет - не для «поющих трусов»!

России нужна не цензура, а кодекс поведения артистов и порядок их финансирования.

Политика

Новороссия принадлежит России со времен Елизаветы

А защита Крыма - задача номер один.

МНЕНИЯ

Поздно спохватились

Татьяна Вахромеева

Военная стратегия США на поверку оказалась провальной.

Принять за 16 минут

Валерий Чумаков

Депутаты Государственной Думы за один день приняли два десятка важнейших законов

Тридцать две безнадежных надежды

Геннадий Давыдько

В Париже проходят Олимпийские игры. В них участвуют тридцать два наших соотечественника.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также