Не перевелись таланты на Руси
Кто проводил в областном городе театральный фестиваль с участием иногородних коллективов, а еще более того, делал его постоянно действующим, знает, насколько дело это хлопотное и финансово затратное. Для многих губернаторов этих двух причин уже более чем достаточно для того, чтобы отказаться от этой идеи, не начиная ее обдумывать. А в ответ на предложение начальника управления культуры произнести простую и короткую фразу: «Нет денег!» И тут уж хоть бейся головой. Все. Никаких фестивалей.
В Тамбове все было по-другому. Решив организовать театральный форум, подошли к нему обстоятельно. Просчитали финансовые затраты, продумали организационные возможности, в столицу за помощью обратились. Губернатор Олег Бетин заключил договор о сотрудничестве с руководством Малого театра. И только тогда приняли решение о проведении театрального фестиваля в Тамбове.
Если спросите, что особенного было на этом фестивале, отвечу так: посмотрев представленную на нем классику, с особой силой начинаешь вдруг понимать всю ее актуальность, современность, да и вообще – почему она и есть русская классика. И все потому, что из социалистического мира мы перешли в нынешнее время, однозначно предугаданное великими мастерами слова – Александром Островским, Антоном Чеховым, Львом Толстым – и хорошо понятное им. Сегодня их герои воспринимаются не как исторически далекие персонажи, а как вполне современные люди, характеры которых определяются нынешними экономическими и социальными условиями. Оттого и Лопахин из чеховского «Вишневого сада» в исполнении актера воронежского театра Константина Афонина, с его деловитостью крестьянина, прущего напролом, подминающего под себя романтическое прошлое, становится даже очень понятен – таких нынче много. Как прекрасно знаком нам и пожилой промышленный воротила Евдоким Стыров из пьесы Александра Островского «Невольницы» (в спектакле Тверского академического театра драмы его играет прекрасный актер Александр Чуйков), пытающийся всеми силами сохранить свой брак с молодой Евлалией Андреевной, – сколько их нынче таких. А уж преступлений, подобных тому, что легло в основу пьесы «Власть тьмы» Льва Толстого, поставленной в Тульском драматическом театре режиссером Александром Поповым, к глубокому сожалению, сегодня хоть пруд пруди…
Ну а Тамбов? Тамбовский театр на этот раз участия в фестивале не принимал, но форум городу был необходим. Во-первых, он способствовал притоку зрителей в театр. Зал был заполнен ежедневно. А во-вторых, повысилась моральная и творческая ответственность тамбовского театра перед зрителем. Показав лучшие спектакли, гости разъехались, а местному театру предстояло начать работать так, чтобы зритель шел на каждый спектакль.
Сделать это в условиях 200-тысячного города непросто. Надо репертуар постоянно пополнять, а еще боже упаси от неудач: попав на слабую постановку, зритель надолго забудет дорогу в областной драматический. Поэтому и пригласили не так давно на должность художественного руководителя коллектива режиссера из Москвы Кирилла Панченко. За короткое время он поставил пять спектаклей, и народ стал заполнять зрительный зал театра.
Фестиваль продемонстрировал, что неистощимы актерские таланты на Руси. Всего пять театров, а сколько прекрасных актеров увидели члены жюри и зрители. Есть чему позавидовать и столице, которая некогда «подпитывалась» талантами из провинции, а ныне из-за различных бытовых проблем не может приглашать к себе в театры периферийных актеров. А приглашать есть кого.