САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Александр МИХАЙЛОВ:

«В святотатствах не участвую»

«В святотатствах не участвую» Народный артист России Александр Михайлов широко известен по фильмам «Очарованный странник», «Мужики», «Змеелов», «Любовь и голуби»… Его знают и как капитана из фильма Станислава Говорухина «Благословите женщину», и как полковника Хлыстова или прогрессивного бизнесмена из сериалов «Сергей Есенин» и «Веревка из песка». Сегодня Александр Яковлевич нечасто снимается в кино. Почему?
– В кино не снимаюсь из принципа – не люблю горы трупов и море крови. Этические границы для меня превыше всего. Поэтому при выборе роли всегда смотрю, что мне предлагают: созидание или негатив. Если это некая разрушительная сила, которая через меня как исполнителя может спровоцировать некое действие, то в таком проекте стараюсь не участвовать. Это не значит, что я не стал бы играть в постановках по «Бесам» Достоевского или «Мастеру и Маргарите» Булгакова, которые считаются «запретными» для экранизаций и постановок в театре. В этом случае важна позиция режиссера. Скажем, в трилогии Малого театра о царях я играю Ивана Васильевича Грозного. В общем, ничего сложного. Но со мной на репетициях стало происходить что-то непонятное. И все это, понял я, из-за того, что в названии спектакля было слово «смерть». Тогда вместе с руководством театра мы решили изменить название. Назвали спектакль «Царь Иван Грозный» – и все изменилось, я избавился от болезненных ощущений во время игры. Слово, подтверждаю, имеет огромное воздействие на человека, оно способно материализоваться.
Меня лично по жизни и фильмам многое связывает с армией. Помню, в ельцинские времена, когда шло разрушение подводного флота, а солдат гнилой картошкой кормили, Любимов, Политковский, Листьев, Захаров в программе «Взгляд» первыми ударили в самое больное место. Начали акцию против армии. И на моих глазах сопляки, возбужденные этими передачами, избивали солдат, срывали погоны с офицеров, мне не раз приходилось вступаться за них. Страсти бушевали, как в семнадцатом-восемнадцатом годах, реформа как бы повторялась. Но, слава Богу, все успокоилось, и статус армии следует поднимать, чтобы Россию в конце концов начали уважать.
А возьмите любой сценарий любого сериала. В примитивных сюжетах, рассчитанных на 250 (!) серий, одна и та же тема. Мне это неинтересно. Я жду своего режиссера. К сожалению, наша профессия женская, не мы выбираем, а нас выбирают. Но сохранить свою позицию всегда можно. Как говорил классик, поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. Вот я, гражданин России, люблю свою Родину и стараюсь не участвовать в святотатствах. Все это чудовищные телешоу, где не умеют ни слышать, ни слушать.
– Но ведь у вас есть театр…
– Из Малого я ушел… В отпуск. На год. Надеюсь, вернусь. Но у меня две интересные антрепризы в продюсерском центре «Театральный дом» – «Любовь не картошка» по пьесе Степана Лобозерова с Ниной Усатовой и «Старая дева» по пьесе Птушкиной «Пока она умирала» с Инной Чуриковой и Зинаидой Шарко. С этим спектаклем были в Сибири, на Дальнем Востоке, повсюду с аншлагами. И каждый раз чувствуем, какая «вольтова дуга» перекидывается со сцены в зрительный зал, рождая ответную волну тепла, заряжающую нас своей энергетикой.
– Антрепризу принято критиковать...
– Все дело ведь в том, как поставить антрепризный спектакль. Если зритель видит полноценные декорации, а не пять-шесть стульев, пару столов и двух актеров, он доверяет тебе. А мы, между прочим, возим на гастроли фуру с декорациями. Так что антрепризу на сегодняшний день могу сравнивать с работой в театре, она дает мне очень яркие впечатления.
– И все-таки получает ли актер дополнительный импульс, исполняя роль классического персонажа?
– А как же! Я счастлив, что мне довелось сыграть Родиона Раскольникова во Владивостокском театре драмы и князя Мышкина – в Саратовском. Счастлив, что переиграл всего Чехова. В моем послужном списке нет только «Вишневого сада» и «Иванова», но смею думать, что «еще не вечер»... Я играл в «Бешеных деньгах» Островского и в «Очарованном страннике» Лескова, так что на классическом «фундаменте» стою прочно и не представляю, что делали бы люди, если бы не было классики.
А между тем некоторые режиссеры не прекращают попыток самоутвердиться за счет Чехова и Островского – мол, «поговорим на равных, отец мой, Антоша...». И героев Островского донага раздевают на сцене. Все эти попытки обречены на провал. Говорю это как человек, долгие годы проработавший в Малом театре, где никогда не экспериментировали на классических произведениях.
Но как бы ни любил я свои классические театральные роли, выше лесковского «Очарованного странника», которого сыграл в кино, ничего не было в моей творческой жизни. Меня очаровывает все в этом произведении, начиная с названия, а главное, мне посчастливилось прикоснуться к судьбе русского человека, накрепко связанной с великой судьбой России.
– Как вы расцениваете всевозможные телепроекты – «Танцы со звездами», «Звезды на льду», «Звезды на ринге»?
– Крайне отрицательно. Телевидение с его «культурными революциями» я ненавижу. Реакция на это может быть одна – не включать, заткнуть уши. Кроме программ новостей по ТВ не смотрю ничего. Наблюдал однажды, как собирала «Фабрику звезд» примадонна. Когда вышла девочка с русой косой и начала петь русскую народную песню, та с пеной у рта истерично заверещала: «Вон отсюда эти кокошники!» А что можно сказать о певцах и певицах вроде Димы Билана и Стоцкой?.. Но я не об этом бы сказал, а о передачах во главе со Швыдким, в которых «жизнь прекрасна и удивительна» и в которых решаются «колоссальные» вопросы – нужен ли мат в литературе и кино. Вот я считаю – не нужен, а если и нужен иногда, то только такой, как в моем фильме «Любовь и голуби»: «Йошкин кот!» Образный, удобоваримый, хорошо понятный зрителям.
А всем создателям шоу, в которых «жизнь прекрасна и удивительна», посоветовал бы почаще ездить в глубинку, в Сибирь, где за 12 лет уничтожено около 20 тысяч деревень. Лично мне, когда я вижу обнищавшую нацию и жирующих богатеев, доходы которых едва ли не в 20(!) раз больше, чем у простых людей, не до веселья.
Печаль, к сожалению, определяющее чувство в мироощущении людей, живущих сегодня в России. В самом деле, мало поводов для радости, за праздничным столом пируют сегодня немногие. А посмотрите, что происходит с молодежью. Приведу только одну цифру: в связи с рекламой потребления пива более чем в 10(!) раз увеличился детский алкоголизм. И когда моего батюшку прихожане спрашивают, как выстоять против всех тех безумств, которые обрушились на головы людей, он говорит, что время сегодня «без образа», но чем больше будет безобразий, тем лучше. И расшифровывает это так: «Господь не дал дьяволу чувства меры и стыда, а человек, как бы низко ни пал, всегда будет судить себя по Христовым заповедям – «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй». И чем больше безобразий увидит, тем скорее начнется у него отторжение их и захочется прикоснуться к животворящему источнику веры».
В Москве, конечно, замечательно: Москва – государство в государстве, мегаполис, а то, что творится в России, – отдельная тема для разговора. Поэтому не хочу никого судить, но стою по ту сторону баррикад, откуда русские люди с задумчивостью взирают на происходящее. И когда русский мужик улыбнется и вздохнет: «Ну вот, мол, и житуха наступила» – вот тогда я буду прыгать, участвовать в шоу, может, еще что-то сделаю.
– Александр Яковлевич, а петь на встречах со зрителями вы не перестали?
– Сольники – мой любимый жанр. Особенно люблю приезжать с концертами в провинцию. Блеска и фейерверков не жажду, хочется подарить людям теплоту звучания русских песен – с волнующими мелодиями, вдумчивым текстом. Выхожу на сцену, зажигаю свечку, сажусь со своей шестиструнной гитарой и начинаю беседовать со зрительным залом. В моем репертуаре песни, которые меня волнуют, – на стихи Пушкина, Есенина, Рубцова, Шпаликова. Обязательно исполняю любимые песни матери – «Под окном черемуха колышется» и отца – «Обломилась доска». Мои концерты можно определить поэтической фразой «Печаль моя светла...».
– Скажите, а откуда, по-вашему, начнется возрождение России?
– Из Сибири, конечно, там еще остались нормальные люди. И это давно предсказано – Ломоносовым, Серафимом Саровским, Иваном Ильиным...
– А если представить, что движение начнется с воссоединения славянских государств, с Белоруссии и России?
– Мы дружим с Володей Гостюхиным, у нас схожие взгляды на эту ситуацию, и я за скорейшее объединение наших стран в Союзное государство. Чем быстрее объединимся, тем лучше, а там разберемся что к чему. А то сделали щит противовоздушный, и на этом все завершилось. Этот союз необходим нам всем. Русские и белорусы – две ветви единого народа, одна кровь, одна плоть, и будет у меня возможность – обязательно посодействую этому объединению. Страшно то, что в ХХ веке удалось сделать то, чего никогда еще не бывало: разделить три православных народа – русских, украинцев и белорусов. Католицизм идет фронтом против всех, на этом раздробили и нашу Россию. Но еще не вечер. У меня ощущение, что ситуация стабилизируется и все будет хорошо. Не надо пороть горячку…

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также