Чудо-птицы на счастье
Во «Всемирной энциклопедии наивного искусства» имя белоруски Алены Киш стоит в одном ряду с Нико Пиросмани и вышивальщицей Бабушкой Мозес. Ее творчество снова на пике популярности, а часовой завод «Луч» выпустил коллекцию по мотивам ее работ
Основная коллекция народной художницы хранится сегодня в фондах Историко-культурного музея-заповедника «Заславль».
ДЕРЕВЕНСКИЕ СКАЗКИ
Художница родилась в многодетной крестьянской семье в деревне под Слуцком. Была второй по старшинству, помогала по хозяйству, заботилась о младших братьях и сестрах. И умудрялась находить время для рисования - отец ее в этом поддерживал. Своей земли у Кишей не было, поэтому глава семейства часто ездил на заработки в Слуцк и Минск - оттуда всем привозил гостинцы. Для дочки Алены не забывал купить карандаши или краски.
После революции 1917 года, чтобы прокормить большую семью, она искала любую работу, а со временем стала разрисовывать популярные тогда полотняные ковры. Эта традиция появилась в начале 1920-х: наивные рисунки сказочных городов и невиданных зверей создавали радостное настроение, отвлекали от тягостей жизни. Такие ковры-картины можно было встретить, пожалуй, в каждом местечковом или деревенском белорусском доме. Обычно их заказывали «на счастье» по случаю свадьбы, рождения ребенка, новоселья. Живописная традиция, увы, просуществовала недолго: «маляванки» еще были в широком пользовании несколько лет после Великой Отечественной войны, но с развитием промышленности в моду вошли фабричные «персидские» ковры.
Даже в пору популярности чудо-ковров жизнь Алены Киш была нелегка. Она ходила по деревням и предлагала нарисовать «на счастье». Ей редко платили деньгами - обычно рассчитывались хлебом, мукой, крупами…
Все дивились, когда Алена закрепляла на полу или на столе сшитое из нескольких лоскутов полотно и, набрав в рот воды, сбрызгивала «холст». Потом карандашом набрасывала эскиз - без всяких трафаретов - и создавала узор.
Когда «маляванки» перестали заказывать, для художницы это оказалось трагедией. А вскоре ее не стало. Остался лишь один портрет Киш - ее паспортное фото.
Фото: nasledie-sluck.by
ТЕБЯ ТАМ ВСТРЕТИТ ОГНЕГРИВЫЙ ЛЕВ
До нас история Алены Киш дошла благодаря ее земляку, художнику-графику Владимиру Басалыге. С детства ему запомнился сказочный ковер на стене в доме тети - улыбающиеся львы, диковинные птицы, яркие цветы. Уже выпускником художественного училища он приехал к тетушке и вновь увидел холст из детства. Присмотрелся и обнаружил подпись автора. Тогда Владимир поехал по соседним деревням и отыскал еще тринадцать ковров, отреставрировал их и выставил работы на 1-й Республиканской выставке образцов народного творчества в 1978 году. Это была сенсация даже для специалистов. Об Алене Киш заговорили.
А после выхода «Всемирной энциклопедии наивного искусства» она стала открытием номер один в белорусской живописи. 125-летие со дня рождения Алены Киш отмечалось в Беларуси торжественно: в Минске и других городах прошли юбилейные выставки художницы. Режиссер Галина Адамович сняла фильм. А Белорусский народный банк финансировал реставрацию еще двух ковров.
МОДНЫЙ ПРИГОВОР
НАОСОБИЦУ
Сегодня творчество самобытной художницы вновь на пике популярности. Несколько лет назад молодые дизайнеры Оксана Циплицкая и Марина Ахмедова выпустили коллекцию шелковых платков с авторскими принтами на излюбленную тему Алены Киш «рай на Земле». Свой выбор они объясняли тем, что «маляванки» очень непринужденно и естественно вписываются в современную моду - это чудесные узоры вне времени, как и любое настоящее искусство. За два месяца разошлась и коллекция часов «Асоба*» от Минского часового завода «Луч» по мотивам росписей на холстах Алены Киш. Получилось и стильно, и оригинально.
В честь выпуска коллекции в фирменный магазин предприятия из музея-заповедника «Заславль» привезли настоящий ковер кисти художницы. Этот вариант работы «Рай» она создала в конце 1930-х годов на грубом льняном полотнище. Хотя ковру почти сто лет, краски не утратили своей яркости.
Асоба* (бел.) - личность.