Мальчишки стояли насмерть
В мае на экраны выйдет фильм «Подольские курсанты». Картина, в которой снялись Сергей Безруков, Евгений Дятлов, Алексей Бардуков, посвящена одному из самых кровопролитных эпизодов битвы за Москву
«Смотри, ребята, как фрицы драпают!» Молодым актерам с пробирающей до мурашек достоверностью удалось воплотить на экране подвиг в общем-то таких же, как они, юношей и девушек грозной осенью 1941 года. Фото: Кадр из фильма
Сводный отряд 18-летних мальчишек с винтовками и допотопными пушками на несколько бесценных дней задержал наступление фашистов на столицу. Если бы курсанты тогда не удержали рубеж, ее судьба оказалась бы на грани катастрофы. Никакого преувеличения здесь нет. Когда писатель Константин Симонов уже после войны спросил маршала Жукова, какой период в обороне города он считает самым критическим, тот ни секунды не думая ответил: «Бои на Варшавском шоссе с 6 по 13 октября, когда Москва была практически открыта для врага».
ПОДНЯЛИ ПО ТРЕВОГЕ
Пехотное и артиллерийское училища в Подольске 5 октября еще до рассвета подняли по тревоге. Приказ бросить курсантов на передовую отдал лично Сталин. Ситуация под Москвой становилась отчаянной. Войска советского Западного фронта в полном составе угодили в котел окружения под Вязьмой. Главные силы немецкой группы «Центр» двинулись дальше на Восток. Последним препятствием на пути танковых и моторизованных дивизий врага была Можайская линия обороны. Только построенная, она стояла пустой. Резервы, которые должны были ее занять, могли подойти лишь через несколько дней. Это время ценой собственной жизни предстояло выиграть отряду в 3500 человек - горстке против нескольких фашистских дивизий с сотнями танков и бомбардировщиков.
Фото: Кадр из фильма
- Почти все - вчерашние выпускники школ, пробывшие в училище считаные недели. Немало было таких, кто еще ни разу в жизни не брился, никуда не ездил без папы и мамы, - вспоминал начальник Подольского артиллерийского училища Иван Стрельбицкий. В фильме его сыграл Евгений Дятлов.
Винтовки, гранаты, бутылки с зажигательной смесью - вот и все вооружение. Да еще несколько пушек, которые выкатили из учебных классов. В бой пошли даже орудия времен русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов. Продержаться надо было во что бы то ни стало дней пять - шесть. Курсанты сражались вдвое дольше. И почти все погибли.
На оборонительном рубеже к ним с остатками своего отряда присоединился легендарный парашютист-диверсант майор Иван Старчак. Накануне его группа, вооруженная лишь винтовками и бутылками с «горючкой», на несколько часов задержала немецкие танки у моста через Угру. Из 430 десантников в живых остались всего 29. Теперь им предстояло держать оборону вместе с курсантами.
Фото: Кадр из фильма
НАСТОЯЩИЙ АД
Их позиции утюжили пикирующие бомбардировщики, гвоздила тяжелая артиллерия.
- Это был ад. От прямого попадания в дот нас сбивало с ног взрывной волной, осыпало бетонными осколками. Из глаз и ушей выступала кровь, - рассказывал подольский курсант Иван Макуха.
Затем в атаку клином двинулись танки. На его острие - тяжелые Т-IV. За ними - несколько полков пехоты с бронетранспортерами. Но курсанты стояли насмерть. Генералы вермахта были в бешенстве. «Красные юнкера» ломали все их наступательные планы. Фашисты решились на хитрость - пустили в обход пятнадцать танков с красным знаменем на головном. Но курсанты не купились на уловку и уничтожили машины.
За пять дней кровавых боев немцам удалось продвинуться всего на триста метров. Элитная дивизия «Дас райх» понесла огромные потери, большинство командиров были убиты или получили ранения. С самолетов враги забрасывали позиции листовками: «Доблестные красные юнкера! Вы настоящие солдаты. Мы уважаем ваш героизм. Переходите на нашу сторону. У нас вы получите дружеский прием, вкусную еду и теплую одежду. Эта листовка будет служить вам пропуском».
Фото: Кадр из фильма
Курсанты рвали листовки или пускали их на другие нужды. 17 - 18-летние мальчишки уничтожили около 100 танков и более 5000 солдат и офицеров врага. Только вечером 19 октября поступил приказ командования - отходить на рубеж реки Нара для соединения с основными силами. В боях на Ильинском рубеже из 3500 бойцов сводного подольского отряда уцелел лишь каждый десятый. 25 октября 1941 года оставшиеся в живых курсанты были выведены в тыл и отправлены в Иваново для завершения обучения.
ИЗ РАССЕКРЕЧЕННЫХ ДОКУМЕНТОВ
ВЫМЫСЕЛ ИСКЛЮЧЕН
Идея снять картину про оборону Ильинского рубежа принадлежит легендарному хоккеисту, двукратному олимпийскому чемпиону Вячеславу Фетисову.
Он в свое время баллотировался в депутаты от местного округа. Побывал и в школе, где открыт Музей подольских курсантов. Материалы для него школьники собирали вместе с ветеранами. В экспозиции - обнаруженные на местах боев пробитые пулями каски, личные вещи, оружие. Рядом - фотографии погибших ребят, их школьные тетради, переданные родственниками, треугольнички писем, которые они успели отправить домой. Фетисов, по его словам, увиденным был потрясен до слез.
- Об их подвиге надо знать всем, - убежден он. - Сила духа, воли, мощь нашей истории обязательно должны быть на экране.
Материал для будущего фильма собирали по отдельным воспоминаниям участников боев, поднимали архивы, встречались с потомками главных героев.
Все подвиги в картине реальные. На экране - только правда о войне. В работе над сценарием использовали архивные документы Минобороны.
- Я, можно сказать, напросился, - признается Сергей Безруков. - Позвонил продюсеру и сказал, что готов сыграть любой эпизод. За то, что мне досталась роль Ивана Старчака, благодарен вдвойне. Сразу же сел и прочел его книгу «С неба в бой».
Так про войну еще в России не снимали. Точность в деталях предельная. Все актеры перед съемками прошли двухнедельный курс молодого бойца в военном училище. Пригласили консультантов из Чехии - как известно, основу немецкого танкового кулака осенью 1941 года составляли Т-38. Американские автоматы «Томпсон» в руках наших бойцов - тоже не выдумка. Это оружие поисковики находят в местах сражений. Даже пряжки на курсантских ремнях точно соответствуют уставному оригиналу тех лет.
Получился не просто фильм, а документ. Так что любой вымысел исключен.