Боль партизанской мадонны
Для белорусов Михаил Савицкий - больше, чем художник. Он летописец самых горьких и героических событий ХХ столетия. Сюжеты его картин - не выдумка, а часть жизни народа, трагедия и подвиг, ментальный и культурный код. Работы художника стали символом истории страны с миллионами прерванных жизней и искалеченных судеб
Фото: Михаил Савицкий.
Две версии, и такие разные: одна похожа на полотно великого Рафаэля, вторая - образец соцреалистической живописи. Сегодня они хранятся в крупнейших музеях России и Беларуси.
ШРАМЫ НА ПОЛОТНЕ
Савицкий родился 18 февраля 1922 года в деревне Звенячи на Витебщине. После школы поступил в артиллерийское училище. Двадцатилетним юношей воевал в составе 345-й стрелковой дивизии под Севастополем. В одном из боев - окружение, плен. А дальше начались «круги ада» в концлагерях Дюссельдорфа, Бухенвальда, Дахау. Он выжил чудом. Вернулся в родную Беларусь. В 1955 году окончил Минское художественное училище. Вскоре уехал в Москву, где продолжил учебу в Институте имени Сурикова.
В 1967 году его картина «Партизанская мадонна» на московской выставке стала событием номер один. На переднем плане - молодая женщина, кормящая младенца. У ее ног - сидит старушка-мать, скорбно подперев рукой лицо. А за спиной - уезжающий на коне мужчина, спешащий догнать своих боевых товарищей. Полотно сразу же купила Третьяковская галерея. Но своя мадонна появилась и у Национального художественного музея - когда директор Елена Аладова попросила художника сделать копию картины, тот написал совершенно новую версию. Если полотно, оставшееся в Москве, по стилистике напоминало работы Петрова-Водкина, то «Партизанская мадонна Минская» была близка к рафаэлевской «Сикстинской мадонне».
Фото: БелТА
ВИТЕБСКИЕ ВОРОТА
За пугающие, мрачные образы Михаила Савицкого прозвали мастером «сурового стиля». В середине 70-х цикл его работ «Цифры на сердце», посвященный узникам концлагерей, стал сенсацией. В этих картинах столько горя и ужаса, сколько невозможно представить в мирное время. «Не имею права молчать. Я был свидетелем чудовищных преступлений. В концлагерях увидел, какой бывает жизнь. Зло, которому человек должен противостоять, потому что он - человек. И именно эту мысль я всю жизнь стараюсь воплотить на своих полотнах. Художник обязан пропускать все через свою душу, сердце. Его кистью должна двигать личная тревога за судьбы мира, человечества».
О трагедии беженцев рассказывает монументальное полотно «Витебские ворота». С февраля по сентябрь 1942 года Витебские, или, как еще называли этот сорокакилометровый коридор, Суражские ворота были связующей артерией между «большой землей» и оккупированной территорией. По «коридору жизни» вывели около 200 тысяч мирных жителей, доставляли к партизанам оружие, боеприпасы, медикаменты.
- Меня обвиняли в том, что пишу негероические картины. А я никак не мог понять, почему. Ведь война - это прежде всего трагедия, гибель в каждой семье… Мой долг художника - запечатлевать время. Нравится это кому-то или не нравится, - говорил Савицкий.
ГАЛЕРЕЯ
В ГОСТИ К МАСТЕРУ
В 2012 году в Верхнем городе Минска открыли художественную галерею Михаила Савицкого. В просторных залах представлены личные вещи художника, награды, документы, фотографии, книги с автографами и воссозданный интерьер рабочего кабинета. Показывают тут документальные фильмы о художнике. Сейчас в галерее идет выставка живописи и графики белорусских художников, посвященная послевоенной жизни и юбилею Победы.
Оставил запись в Книге почетных гостей и Президент РБ Александр Лукашенко. Отметил, что творчество художника получило мировое признание. «Пусть галерея произведений этого выдающегося сына родной земли послужит духовному обогащению людей, наполняя сердца гордостью за наш талантливый народ, подаривший человечеству такого Мастера», - пожелал он.