Шагал без слов
В юбилейный сотый сезон в Купаловском театре ставят спектакль, посвященный гениальному художнику ХХ века
Российский режиссер Сергей Землянский готовит в Минске постановку, «сшитую» из символов. Фото: БЕЛТА
ПОЛЕТЫ НАЯВУ
О Белле, музе и жене Марка Шагала, его родном Витебске и творческих поисках зрителям расскажут без слов. В основе постановки - танец, пантомима, музыка. Пластическое решение предложил молодой российский режиссер Сергей Землянский. С одной из его работ минчане уже знакомы, спектакль
«Материнское поле» показывали на фестивале «ТЕАРТ» в белорусской столице в 2014 году.
- Я давно мечтал создать спектакль об авторе картин «Прогулка» и «Над городом». В прошлом году предложил руководству Купаловского театра свой материал - идею поддержали. На сцене оживут картины художника: огненный Петух с живописных полотен увлечет героев в неистовые пляски, Коза сыграет на скрипке нежную колыбельную. Под эту музыку вечные влюбленные, Марк и Белла, отрываются от земли и парят во времени и пространстве.
Кастинг в Купаловском проходил в несколько этапов.
- Сначала познакомился с актерами, посмотрел, как они двигаются, реагируют на смену ритма и темпа, - поделился режиссер. - Отбирал тех, кто способен выдержать большую физическую нагрузку. Белорусские артисты трепетно и ответственно относятся к работе, хотя на стадии репетиций это был просто ежедневный изнурительный труд. Подчеркиваю, мы готовили не хореографическую постановку - это было бы преступлением по отношению к драматическим актерам. Нашей задачей было рассказать историю без слов, на одних эмоциях, с помощью пластики тела.
НА РЕПЕТИЦИЮ - КАК В СПОРТЗАЛ
Купаловцам пришлось в прямом смысле попотеть. Да что там, многие даже похудели на пару-тройку килограммов: нагрузка на репетициях была не меньше, чем в спортзале! В постановке занята практически вся молодежь театра. А еще - один из старейших актеров Купаловского Геннадий Овсянников. Народному артисту Беларуси недавно исполнилось 85 лет, но он по-прежнему охотно экспериментирует с жанрами и образами.
- Для меня пластический спектакль - новый интересный опыт. На репетициях мы много работали со своим телом, - делится актриса Купаловского театра Марта Голубева. - Особенно трудно было в первую неделю, а потом настроилась на нужный уровень. Тело как будто превратилось в музыкальный инструмент - звучащий, говорящий, создающий.
Фото: Белта
По словам актрисы, в этом и заключается секрет пластических спектаклей: действие складывается из ярких визуальных и телесных образов, поэтому вместо текстов зрителю предлагают диалог на чувственном языке.
- На сцене мы проживаем историю реальных людей, и это особая ответственность, - добавляет она.
Главного героя, гениального Шагала, сыграют сразу четыре актера. Вначале на сцену выйдет мальчик, затем юноша, зрелый мужчина и, наконец, мудрый старец. Столько же и исполнительниц роли Беллы.
- Чтобы лучше понять ее чувства к художнику, я прочитала много литературы, в том числе мемуары. Марк Шагал всегда подчеркивал, что Белла была его музой. Дочь богатых родителей, она влюбилась в живописца, когда тот в первый раз собирался ехать в Париж. Белла отказала всем женихам и пошла против воли близких, выбрав этого странного по меркам провинциального Витебска худощавого юношу с горящим взором, - рассказывает Голубева.
отложили
Незадолго до премьеры акварельно-нежные афиши спектакля с влюбленными Марком и Беллой внезапно исчезли. Оказалось - первые показы перенесли. Купленные билеты без проблем примут в кассе Купаловского. «Неужели из-за коронавируса?» - недоумевали театралы. Оказывается, все дело в ушлых бизнесменах: подвела фирма, которая должна была изготовить декорации. В театре извинились за форс-мажор и сказали, что режиссер и актеры переживают не меньше зрителей. К репетициям вернутся в мае, а пока Сергей Землянский планирует сосредоточиться над новым проектом - спектаклем по роману в стихах Пушкина «Евгений Онегин» в Сеуле.
ИСТОРИЯ
ПОИГРАЕМ В РЕНЕССАНС
Несмотря на плотный график, актеры и режиссер на день оставили минскую сцену и отправились в Витебск, чтобы окунуться в его творческую атмосферу.
Шагал обожал родной город, где почувствовал тягу к живописи и познакомился с Беллой. Отсюда уехал покорять мир. Этот город стал для него источником силы и притяжения, научил быть выше суетного и будничного.
«Париж - ты мой Витебск», - говорил он. Именно здесь в начале ХХ века разыгрывались первые акты истории искусства авангарда. Шагал открыл в городе художественное училище, в котором преподавали выдающиеся мастера - Добужинский, Богуславская, Ермолаева, Лисицкий, Малевич. Не случайно то время эксперты называют «витебским Ренессансом».
КРЕАТИВНАЯ КОМАНДА
ПАРИЖСКИЙ ШИК
Воплотить замысел Сергею Землянскому помогли драматург Андрей Щеткин, композитор Павел Акимкин, художник по свету Александр Сиваев и видеографик Сергей Рылко. Декорации и костюмы придумал главный художник Вахтанговского театра Максим Обрезков. Это не первый его спектакль в Минске. В 2009 году на сцене Купаловского театра московский сценограф работал над чеховской «Свадьбой».
Новое приглашение Обрезков принял как творческий вызов. Художник признавался, что при подготовке к спектаклю «En souvenir de Шагал» вдохновлялся авангардом ХХ века и, естественно, полотнами гения:
- Первый раз я увидел репродукции картин Шагала еще в художественной школе. А когда лет двадцать назад попал в Париж, впервые посмотрел на них в оригинале: это был полный восторг. Тогда же купил большой каталог с его произведениями. Когда приступил к эскизам, пересмотрел много шагаловских картин: анализировал сочетание цветов, композицию, старался в оформлении спектакля максимально сохранить настроение и творческий дух художника и эпохи ХХ века.
Костюмы шили из хлопка и льна. Ткани разного цвета и фактуры объединяет то, что все они - отсылка к полотнам витебского авангардиста.