САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Валентин РОДИОНОВ:

Больше ста лет томились в запасниках Третьяковской галереи картины Брюллова, Семирадского, Маковского, Моллера, Бронникова, Бакаловича, Макарова, Лемана, звезд салонного и академического искусства XIX – начала XX веков. Несколько лет назад их отреставрировали и представили на суд российской публики. А потом выставка приехала в Минск. Наш корреспондент встретился с директором Третьяковской галереи Валентином Родионовым.
– Выставка «Третьяковки», приезжавшая в Минск в 2003-м, и нынешний совместный проект «Пленники красоты» представляют белорусскому зрителю русское искусство ХVIII – начала ХХ века. Чем, на ваш взгляд, пленили белорусов ваши «пленники»?
– Связи русского и белорусского народов крепкие и давние не только в сфере человеческих отношений, но и в культуре. Не учитывая тот пласт русского искусства, который представляет выставка «Пленники красоты», очень сложно понять истоки многих явлений искусства ХХ века, то художественное наследие, которое было создано не только русскими, но и белорусскими мастерами. А если говорить о том, насколько интересна выставка белорусскому зрителю, то в 2003 году экспозицию «Шедевры Третьяковской галереи» в Минске посетили 300 тысяч человек. Замечу, что у нас в Москве такое количество посещений – редкость и нам внимание белорусской публики было очень приятно. Когда я сказал нашему президенту Владимиру Владимировичу Путину, что выставку в Минске посетили триста тысяч человек, он сказал только одно слово: «Ого!» Я думаю, что для белорусского зрителя русское искусство так же дорого и интересно, как и для российского. Но вот что особенно ценно: хотя Белоруссия и Россия сегодня – разные страны, мы, по сути, неразделимы.
– В фондах Национального художественного музея собрана довольно значительная коллекция картин русских мастеров. А какие белорусские художники представлены в собрании Третьяковской галереи?
– Хруцкий, Щемелев, Савицкий, Ващенко, Метлицкий, много работ Бялыницкого-Бирули, Жуковского. Картина Михаила Савицкого «Партизанская мадонна» находится в постоянной экспозиции. В Третьяковской галерее собрана очень богатая коллекция полотен художников всех бывших стран Советского Союза, и мы очень этим гордимся. Третьяковская галерея закупает работы и современных художников, в том числе белорусских. Правда, сейчас вопрос их приобретения встал очень остро. В советское время на эти цели средства выделялись государством, теперь собрание Третьяковской галереи благодаря спонсорам пополняется.
– Делегация «Третьяковки» приехала в Минск не только для того, чтобы открыть выставку. Был продлен договор о сотрудничестве между двумя крупнейшими музеями наших стран. Каковы ближайшие совместные планы?
– Продолжатся контакты между нашими музеями, будем обмениваться специалистами, сотрудничать в исследовательской деятельности, в организации выставок, издательских проектах, консультироваться по вопросам музейного оборудования.
Предыдущие годы показали, что сотрудничество выгодно обоим музеям, тем более что сегодня Национальный художественный музей Белоруссии становится весьма заметным музеем мира. К тому же сотрудников наших музеев связывают давние деловые, партнерские и личные отношения. Что же касается конкретных планов на ближайшее будущее, то 11 октября в Третьяковской галерее откроется выставка, посвященная 175-летию со дня рождения Ивана Шишкина, на которой будут представлены и уникальные экспонаты из фондов Национального художественного музея Белоруссии. А в эти дни, когда мы с директором Национального художественного музея Белоруссии Владимиром Прокопцовым подводили итоги сотрудничества, у нас возникла идея уникальной совместной выставки ведущих музеев трех стран – Третьяковской галереи, Национального художественного музея Белоруссии и Национального историко-культурного Киево-Печерского заповедника. Мы созвонились с нашим коллегой, директором Киево-Печерского заповедника Сергеем Кролевцом, и он поддержал наш проект. Достигнута договоренность, что выставка пройдет в трех столицах – Москве, Минске и Киеве. Предполагается, что на ней будут экспонироваться старинные иконы из фондов трех наших музеев. А нам действительно есть что показать: в частности, в «Третьяковке» очень серьезная коллекция икон. У нас даже есть действующий храм Третьяковской галереи, где утром и вечером идут церковные службы, а днем он превращается в еще один музейный зал. Настоятель этого храма назначен Святейшим синодом. Кстати, директором Третьяковской галереи, моим предшественником, он назначен еще и руководителем научного отдела музея. Любопытно, что когда к нам пришла комиссия Счетной палаты, они никак не могли понять, как можно совмещать две эти должности. Говорят, ни в одной инструкции этого нет. А я им в ответ: «Так ведь жизнь опережает инструкции!»
– А как часто Третьяковская галерея имеет возможность показывать свои коллекции за пределами СНГ?
– В год мы участвуем примерно в 40 выставках за рубежом, в составе экспозиций других музеев и с собственными экспозициями. И этот процесс взаимный. Скажем, буквально на днях в Третьяковской галерее открылась удивительная выставка из собраний музеев стран Евросоюза. Все 47 музеев 27 стран Евросоюза представили нам свои уникальные экспонаты.
– Валентин Алексеевич, привлечение посетителей сегодня – одно из важнейших направлений работы любого музея. А надо ли это делать? Ведь человек, который испытывает внутреннюю потребность прийти в музейные залы, придет в любом случае…
– Мне кажется, надо. Ведь та самая внутренняя потребность прийти в музей возникнет, если мы воспитаем в наших согражданах потребность в духовной пище… В советские времена посещаемость Третьяковской галереи была очень высокой, в годы перестройки количество посетителей резко упало. Однако сегодня мы уже почти достигли уровня посещаемости советского периода. Правда, есть один нюанс. Если в советские времена в музеи чаще всего ходили организованно, в составе экскурсий – от предприятий, организаций, то сегодня люди приходят сами, по доброй воле, и это не может не радовать. Нам отрадно, что очень часто в залы «Третьяковки» приходят дети. Причем не только с учителями, родителями. Сами! А в целом сегодня ежедневно в Третьяковскую галерею приходит 4-5 тысяч посетителей, и это очень отрадный факт.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Лукашенко обвинил США в гибели Раиси
  2. Путин не ожидает изменения внешней политики Ирана после гибели президента Раиси
  3. Путин назвал цель «украинской» конференции в Швейцарии
  4. Лукашенко о легитимности Зеленского: юридической чистоты здесь нет и быть не может
  5. Путин: Вскоре планируется отменить роуминг на территории Союзного государства
  6. Путин: Мы к безопасности Беларуси относимся также, как к безопасности России
  7. Путин: Россия настроена и далее помогать Беларуси развивать атомную отрасль и смежные с нею области
  8. Лукашенко: У нас нет желания ни на кого нападать
  9. Путин: Россия вложила в белорусскую экономику свыше $5 млрд
  10. Лукашенко: Беларусь и Россия не свернут с пути создания справедливого многополярного мироустройства
  11. Путин: Поездка в Беларусь подчеркивает ценность белорусско-российских отношений
  12. Лукашенко: Последнее время в белорусско-российских отношениях отмечается подъем
  13. Путин: у Запада не получится нанести ущерб суверенитету Беларуси и России
  14. Лукашенко: Официальный визит Владимира Путина – хороший сигнал
  15. Песков: Цели спецоперации понятны, понятны и реалии - есть конституция России, в которой зафиксирован состав регионов

Парламентское Собрание

Депутаты Парламентского Собрания приросли Сибирью

В Омске прошло заседание Комиссии ПС по культуре, науке и образованию

Политика

Тема формирования Правительства стала центральной на встрече Владимира Путина с Вячеславом Володиным

За эффективность каждого министра теперь несут отвесность и депутаты Государственной Думы

МНЕНИЯ

Понты от Понтуса

Павел Родионов

Шведский футболист Понтус Вернблум обратился на днях к своим соотечественникам со слезным покаянием. И попросил прощения у сограждан за, что выступал в России.

Станет ли слово «американец» ругательным?

Вячеслав Володин

Заявления Блинкена о гибели Раиси прозвучали цинично и бесчеловечно

Удобная для американцев схема дала сбой

Вячеслав Володин

Соединённые Штаты всегда использовали МУС как ручной инструмент для достижения своих целей

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также