«Костик это – я»
Не стало автора «Покровских ворот», знаменитого драматурга Леонида Зорина
Он родился в Баку в 1924 году и еще мальчишкой взялся за перо. Рассказы вундеркинда попали к Максиму Горькому. Пролетарский трибун оценил талант и посвятил Зорину статью в газете «Правда». В 1949 году в Малом театре была поставлена первая пьеса молодого автора - «Молодость» - о московских студентах. Позже произведения Леонида Зорина появлялись в репертуаре театров страны почти ежегодно. Но многие постановки имели очень непростую судьбу. А то и вообще запрещались.
- Случались очень трудные времена, которые надо было просто пережить, - рассказывал он. - Вспомнить, например, что творилось вокруг пьесы «Гости». Шабаш просто. В течение нескольких лет я открывал газеты и обязательно встречал свое имя с разными эпитетами и добавлениями. Изощрялись поэты, писали: «Спаси нас бог от всех идей, от злобных пьес и от непрошенных гостей».
В 1965 году его «Римскую комедию» готовил к выпуску Георгий Товстоногов в ленинградском БДТ. Считал, что поставил лучший спектакль в своей жизни. На премьеру «Диона» пришла Анна Ахматова. Рядом с ней в зале сидел знаменитый театровед Борис Поюровский. Зорин вспоминал:
- Когда занавес закрылся, она сказала: «Пьеса эта не пойдет». «Анна Андреевна, почему? Такой успех», - удивился тот. «Поэтому и не пойдет», - сказала она. И оказалась права.
Поводом к запрету послужила «некорректная» трактовка отношений власти и интеллигенции. Так решили чиновники ленинградского горкома партии, побывавшие на премьере.
Однако, в том же году «Римская трагедия» все-таки вышла, но уже в Москве, в театре имени Евгения Вахтангова. За жизнь спектакля отчаянно сражался в чиновничьих кабинетах режиссер Рубен Симонов. Дошел даже до главного идеолога СССР, члена Политбюро ЦК КПСС Михаила Суслова. Тот покряхтел, поморщился, но разрешил.
- Через восемнадцать лет, специально запомнил дату, Товстоногов, человек абсолютно не сентиментальный, прислал мне письмо: «Сколько лет уже прошло, - писал он, - а рана от закрытия «Диона» все не заживает. И никогда не заживет», - говорил драматург.
ФОТО: Wikipedia.org
Фильмы по его пьесам вошли в золотой фонд отечественного кино. В 1961 году Эльдар Рязанов снял гротескную комедию «Человек ниоткуда». И тогда же на экранах появился «Мир входящему» режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова о последних боях Великой отечественной войны с потрясающем кадром в финале. Новорожденный мальчуган, которого поднял над своей головой советский солдат, писает искрящейся на солнце струйкой на груду сваленного на земле оружия – винтовок, автоматов, пистолетов.
И все-таки для большинства россиян Зорин, это, прежде всего, «Покровские ворота». Великолепную пьесу блистательно экранизировал Михаил Казаков. В пьесе драматург рассказал историю своей молодости в Москве после переезда из Баку.
- Единственный вымышленный персонаж – это тетка главного героя, которой у меня никогда не было. Олег Меньшиков, исполнивший роль Костика, - это я в молодости. Очень точный выбор актера. Он словно излучал праздничный юмор юного возраста. Я был абсолютно таким же. Между Костиком и мной нет никакого зазора. Он – это я.