«Олимпийка» стратегического назначения
Трасса М1/Е30 длиной 610 километров ведет из Бреста в центр России
Третье дыхание
Для «олимпийки», по сути созданной к московской Олимпиаде 1980 года, работы, запланированные на ближайшие два года, станут уже третьим этапом масштабного обустройства. До этого во второй половине 90-х на модернизацию отрезка в 269 километров (почти половина всей протяженности) израсходовали 122 миллиона долларов, в том числе 50 миллионов – за счет кредита Европейского банка реконструкции и развития. Это позволило создать современную магистраль в четыре полосы с применением современных технологий и средств организации дорожного движения. На большей ее части разрешенная максимальная скорость движения возросла до 120 километров в час. Эта трасса стала единственной платной в Белоруссии.
За два года планируется отремонтировать, с учетом проведения текущего ремонта, дорожные полосы общей протяженностью 975 километров. Как рассказал главный технолог управления взимания дорожных сборов РУП «Белавтострада» Игорь Рябов, на «олимпийке» для ускорения пропуска автотранспорта в местах расположения четырех пунктов взимания дорожных сборов планируется построить дополнительные полосы и внедрить новые бесконтактные технологии взимания платы, с помощью которых водитель сможет проезжать пункты сбора без остановки.
Грузовой транзит
С улучшением состояния дороги М1/Е30 растет и транзит по ней. В последнее время прирост интенсивности движения составляет в среднем 5 процентов в год. В минувшем году этот показатель, по информации главного инженера РУП «Белавтострада» Николая Смолика, увеличился до 11 процентов.
В целом же за последние шесть лет автомобильный грузовой транзит по всем дорогам Белоруссии практически утроился и достиг 600 тысяч машин в год. По данным таможенной статистики, транзитом автомобильным транспортом в прошлом году было перевезено 7,8 миллиона тонн грузов. Если присмотреться к его динамике, то становится очевидным, что изменение масштабов таких грузоперевозок практически в точности повторяет тенденции товарооборота между Россией и странами Европы, находящимися западнее Белоруссии.
Что почем
Самый ближайший путь из стран Евросоюза в Россию (за исключением ее северо-западных регионов) лежит через Белоруссию. Это четко в прежние века осознавали и купцы, и завоеватели. Сегодня это понимают и автомобильные грузоперевозчики, и власти. Поэтому и обновляют дороги. Прирастает и придорожный сервис. Только на М1/Е30 уже сегодня действуют 40 АЗС, 32 предприятия торговли, 75 пунктов питания,
9 мотелей и кемпингов. Владельцы всех этих объектов кровно заинтересованы в увеличении интенсивности движения: больше машин – больше потенциальных клиентов.
Относительно «прозрачная» белорусско-российская граница значительно упрощает путь россиянам. Введенные в Белоруссии меры по конвоированию особо ценных грузов, конечно же, бьют по карману российского перевозчика. Но это, подчеркивают власти Белоруссии, – временный и вынужденный шаг, призванный прекратить махинации, когда груз, следующий якобы в Россию, бесследно «растворялся» на просторах Белоруссии.
Ставки платы за проезд на «олимпийке» для российских двухосных грузовиков в полтора раза ниже, чем для аналогичных машин из других зарубежных стран. Россиянин платит 8 долларов, а его иностранный коллега – 12. Сбор с четырехосного грузовика на брестской трассе составит 50 долларов, а за аналогичное расстояние, например, в Словении и Великобритании пришлось бы выложить около 120, во Франции – свыше 130, в Австрии – сумму в эквиваленте более 160 долларов.
Как считает Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин, привлекательность белорусского транзита может вырасти многократно. По его мнению, необходимо продлить нынешний трансъевропейский транспортный коридор Е30, который сегодня тянется из Лондона через всю Европу, Белоруссию в центральную часть России, до Сеула. «Это миллионы рабочих мест и дополнительные доходы от обслуживания транзита», – объяснил госсекретарь выгодность этого проекта.
Сборы за проезд, признаются белорусские чиновники, только частично покрывают издержки страны на содержание автодорожной сети. Например, по словам начальника управления департамента «Белавтодор» Минтранса Василия Яковлева, собранная плата за проезд по главной магистрали М1/Е30 сегодня лишь на треть компенсирует затраты на ее содержание, ремонт, обеспечение безопасности, развитие сервисных услуг. Тем не менее, утверждают специалисты, игра стоит свеч.