САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

К рывку почти готовы

На Тутаевском заводе побывали члены Постоянного Комитета Союзного государства Беларуси и России и представители МФПГ «БелРусАвто». Они познакомились с ходом реализации союзной программы развития дизельного автомобилестроения. В Ярославле также состоялось заседание Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике. В ходе работы комиссии были рассмотрены вопросы о сотрудничестве РФ и РБ в сфере машиностроения и о ходе реализации программы «Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 года».

Встреча в Тутаеве

Итак, взаимодействие российских и белорусских автомобильных и моторных заводов в рамках программы, стартовавшей в 2005 году, может продлиться еще на год. Новая продукция начнет сходить с конвейера Тутаевского экспериментально-ремонтного завода (ТЭРЗ) в конце третьего квартала этого года. Мощность завода рассчитана на производство 20 тыс. двигателей в год. Первые поставки двигателей ЯМЗ-650 на Минский автомобильный завод и автомобильный завод «Урал» начнутся в третьем-четвертом кварталах.
В успешной реализации этого проекта крайне заинтересованы такие крупнейшие предприятия двух стран, как МАЗ, Минский моторный завод, Минский завод колесных тягачей, автозаводы КамАЗ, «Урал», ГАЗ, которые непосредственно задействованы в программе либо пользуются полученными новыми разработками.
В 2006 году в ОАО «Автодизель» изготовлен 62961 двигатель, что на 3,8 процента больше, чем в 2005 году (60655 двигателей). При этом опережающими темпами росло производство современных двигателей, удовлетворяющих международным экологическим стандартам Евро-2. Если в 2005 году были произведены 21146 дизель-моторов Евро-2, то в прошлом году – 27279 двигателей, рост составил 29 процентов. Со второго полугодия на Ярославском моторном заводе начнется выпуск двигателей Евро-3, до конца года будут изготовлены 3500 таких моторов.
Благодаря реализации союзной дизелестроительной программы новые белорусские грузовики МАЗ-5440 и МАЗ-6430, оснащенные двигателями ЯМЗ-7511 и их модификациями с новой топливной аппаратурой «Компакт-40» Ярославского завода топливной аппаратуры, были сертифицированы по показателям экологического стандарта Евро-2.
В результате белорусская большегрузная техника сохранила свои позиции на рынке.
При этом стоит заметить, что к моменту распада Советского Союза на предприятии работали более сорока тысяч человек, производивших до ста тысяч дизельных двигателей в год. В настоящее время на заводе работают около девятнадцати тысяч человек, и производят они в год более шестидесяти двух тысяч двигателей. При этом в январе этого года на моторном заводе произведены 5029 дизель-моторов, что на 43,9 процента больше аналогичного показателя прошлого года (в январе 2006 года были выпущены 3496 двигателей). Налицо не просто явный, а бурный рост производительности труда.
Секрет прост. Инвестиции в ОАО «Автодизель» из бюджета Союзного государства позволили обновить оборудование, сохранить и приумножить не только производственный, но и проектно-конструкторский потенциал, а также создать систему эффективного менеджмента.

МАЗ: три собираем, пять в уме

МАЗ уже сегодня выпускает до 10 процентов грузовиков с двигателем, соответствующим стандартам Евро-3. Кроме того, разработали и испытали восемь моделей машин с моторами Евро-4.
– Мы готовы полностью отказаться от Евро-2, как это и требуется, с 1 января 2008 года. Но успеют ли к этому сроку в Ярославле? – говорит руководитель центра общественных связей Минского автозавода Валентин Лопан. – Конечно, при острой необходимости минчане могут закупить и силовые агрегаты производителей Западной Европы. Но с ярославскими как-то проще, да и для тех же российских покупателей грузовики выходят дешевле.
В ближайшее время на МАЗе планируется выйти на выпуск 25 тысяч машин в год. Параллельно развивается основанное несколько лет назад производство автобусов и троллейбусов. В ближайшие четыре года на
МАЗе планируют освоить инвестиции в размере около 250 миллионов долларов.

«Валдай» начинается в Минске

Если МАЗ работает в тесной связке с Ярославлем, то Минский моторный завод обеспечивает своими двигателями ГАЗ. Только за минувший год ММЗ поставил в Нижний Новгород почти 18,8 тысячи 4-цилиндровых дизельных двигателей. И это на 4 тысячи, или на 27 процентов, больше, чем в предыдущем году. В текущем году предполагается прирастить еще примерно 5 тысяч.
Такое сотрудничество выгодно и белорусам, и россиянам, считает гендиректор ПО «Минский моторный завод» Николай Лобач. «Нас как партнеров объединяет взаимная заинтересованность в качестве комплектующих, от которых в конечном итоге зависит конкурентоспособность двигателя и грузового автомобиля», – объяснил он.
В настоящее время, например, среднетоннажные грузовики «Валдай», которые выпускает ГАЗ, комплектуются только силовыми агрегатами ММЗ. В ближайшей перспективе ММЗ намерен вместе с группой ГАЗ создать в Минске новый автомобильный двигатель стандарта Евро-4. Реализовать проект предполагается в 2007-2010 годах.
Минский моторный завод выпускает три основные модели 4– и 6-цилиндровых дизельных двигателей 44 модификаций мощностью от 60 до 350 лошадиных сил. Они предназначены для тракторов, комбайнов и автомобилей. Ежемесячно предприятие выпускает более 9 тысяч двигателей. В 2006 году завод изготовил и отгрузил потребителям 106,4 тысячи силовых агрегатов – на 13,4 процента больше, чем в 2005 году.

Не все так просто, как хочется

При посещении завода меня прежде всего поразила чистота в производственных цехах – ничего лишнего, все производственные зоны четко размечены, нет ни одной валяющейся детали. Оказалось, что на заводе внедрена система бережливого производства Toyota production system, а также производство полностью соответствует требованиям стандарта ISO 9000.
Не меньшим вкладом в оздоровление экологической ситуации в целом по планете является программа развития ярославского дизелестроения до 2008 года, которая предусматривает создание новых силовых агрегатов для перехода российского автомобилестроения на международные экологические стандарты Евро-2 и Евро-3. В 2005 году «Автодизель» изготовил первую промышленную партию двигателей ЯМЗ-658, соответствующих Евро-3, а в 2006-м «Группа ГАЗ» подписала соглашение с Renault Trucks на производство тяжелого рядного дизельного двигателя DCi11, на полигоне в Австрии состоялся успешный запуск нового среднего рядного двигателя ЯМЗ-536 стандарта Евро-4. Во втором полугодии 2007 года, как было указано выше, намечено выпустить 3500 моторов, соответствующих Евро-3.
Однако в этом непрерывном усовершенствовании таится немало проблем. Двигатель Евро-3 на 25-30% дороже двигателя Евро-2. Двигатель Евро-4 еще дороже. А основной же проблемой предприятия на данный момент является несовершенство законодательства. Дело в следующем: как известно, с 1 января 2008 года в России начнут действовать экологические нормы Евро-3. То есть все автомобили и транспортные средства, выпущенные в России после 31 декабря 2007 года, должны полностью соответствовать нормам Евро-3. Также этим нормам должны соответствовать бензин, дизельное топливо и масла, но это уже отдельная тема.
Это событие повлечет за собой не только повышение конкурентоспособности продукции российской и белорусской автомобильной промышленности на мировом рынке, но и серьезные осложнения на внутреннем.
В частности, прекратится выпуск «классики» Волжским автомобильным заводом – так как эти типы автомобилей просто невозможно модернизировать. Вырастет цена на автомобили других типов, так как потребуются более дорогие двигатели. К примеру, после введения норм Евро-2 в апреле 2006 года отечественные машины подорожали в среднем на 500 долларов.
Но в сфере дизельного двигателестроения все еще сложнее. Дело в том, что существует ряд географических мест с такими климатическими условиями, где применять, допустим, двигатель с Евро-4 сейчас практически невозможно. Например, по той простой причине, что мочевина, использующаяся в катализаторах двигателей Евро-4, замерзает при минус пяти градусах по Цельсию. И подобный двигатель рискует просто не запуститься, скажем, при минус сорока пяти. Теоретически возможно создать двигатель с Евро-4 и для таких условий, но все упирается в цену вопроса. Хотя с организационной точки зрения преград нет – в данный момент «Автодизель» выпускает двигатели 140 модификаций – можно сказать, каждый двигатель собирается индивидуально под конкретные требования заказчика.
К тому же не так просто перевести производственный процесс с Евро-2 на Евро-3 одним махом. Директор ОАО «Автодизель» Николай Александрычев не теряет оптимизма, и это понятно: «Можно сказать, что пять лет назад мы отставали на десять лет, а сейчас отстаем максимум на два-три года». При этом он обратил внимание на то, что подобное мероприятие невозможно в принципе. Перестройка производства на новый продукт – это достаточно трудоемкий процесс. Хотя теоретически завод рассчитан на производство большего количества двигателей, а следовательно, есть куда расти. Однако подобное резкое введение норм Евро-3 может несколько нарушить производственные планы не только ОАО «Автодизель, но и потребителей его продукции.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Следователи установили связь между террористами из «Крокуса» и Украины
  2. В Беларуси сократят количество базовых 10 классов
  3. Овечкин поддержал восьмилетнего мальчика Илью, попавшего под машину террористов
  4. Тысячу бюджетных мест выделят вузы Беларуси для россиян, сдавших ЕГЭ
  5. Военные РФ уничтожили бойцов ВСУ ударом по Харькову
  6. Хинштейн анонсировал поправки в законах после теракта в «Крокусе»
  7. В Беларуси задержан мужчина, собиравшийся воевать на стороне Украины
  8. NYT: США могли передать России не все данные о готовящимся теракте
  9. Беларусь надеется на объективность ЮНЕСКО при оценке польского забора в Беловежской пуще
  10. Канадский клуб НХЛ «Калгари Флэймз» опубликовал карту России с Крымом
  11. Фигурант дела о теракте в «Крокусе» обжаловал свой арест
  12. Россия планирует закупить в Беларуси авиакомплектующих на 1 млрд рублей
  13. Александр Лукашенко: Санкции санкциями. Вроде, мы справляемся, все ничего
  14. Путин провел телефонный разговор с президентом ЮАР
  15. Кузнецова: Киевский режим активно вербует несовершеннолетних и рассылает сообщения с угрозами

Политика

Мораторий на смертную казнь для террористов можно законно обойти

Нужно только обратиться к друзьям-белорусам

МНЕНИЯ

А Президент-то – ненастоящий!

Валерий Чумаков

Отказ от Президентских выборов в Незалежней может отразиться политическим кризисом и даже госпереворотом.

Факты – упрямая вещь

Татьяна Вахромеева

Первые данные расследования теракта в «Крокусе» - украинский след уже нашел подтверждение.

Пора отправить в утиль прокисшие обязательства

Олег Зинченко

В Госдуме началось обсуждение отмены моратория на смертную казнь

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также