В погоне за модой, в ущерб спросу
Переход на выпуск дизельного двигателя Евро-3 может обрушить рентабельную союзную программу
Большие объемы продаж двигателя и сервисное обслуживание позволили загрузить завод в две смены. Производится 150 двигателей в смену. Зарплата в среднем – 18 тыс., на сборке – 20-25 тыс., отдельные специалисты получают по 32-34 тыс. Это неплохо для Ярославля.
На заводе нет затоваривания – продукцию берут с конвейера. Покупатели в очереди стоят – о таком спросе любой производитель может только мечтать.
Но вот что меня тревожит. С 1 января следующего года российские заводы должны переходить на выпуск Евро-3. В Ярославле для этого все готово. Пробную партию – 15 штук – уже сделали. А что мы получим в реальности, если в погоне за модой и в ущерб спросу мы перейдем на выпуск этого «движка»? Брать его у нас будут? Запад вряд ли. Отечественные эксплуатационщики – тоже. Потому что чем «движок» чище, тем он дороже. Не обвалим ли мы тем самым рентабельное производство? И как быть с сервисной сетью? Ведь для обслуживания этого двигателя она нужна как воздух.
Что такое дизель Евро-3? Это не только точность изготовления, но и качество топлива.
А есть ли по всей России топливозаправочные комплексы, где можно заправиться приличной соляркой? Ответ очевиден. Плюс использование специальных присадок, которые замерзают при минус 6 градусах. А ведь техника с такими двигателями будет использоваться в наших регионах, где минус 40-50 – обычное дело. Как с этим быть?
На необъятных просторах нашей Якутии, Дальнего Востока, где прекрасно зарекомендовал себя нынешний двигатель, нужно ли бездумно переходить на Евро-3? Какой должна быть производственно-эксплуатационная политика?
Благими намерениями вымощена дорога известно куда. Если прокладывается она без ума. Чтобы с союзным двигателем не случилось все по принципу «хотели, как лучше, а получилось, как всегда», нужно семь раз отмерить и один – отрезать.
Олег ТОЛКАЧЕВ, председатель Комиссии по экономической политике Парламентского Собрания Союза Беларуси и России