Один дом, одна семья
Говорят лауреаты премии Союзного государства в области литературы и искусства
– К идее создания Союзного государства России и Белоруссии я отношусь как к естественному процессу: мы же связаны с Белоруссией кровными, родственными узами, а потому очевидно, что мы должны быть вместе. В Минске я бывал не однажды, ездил на гастроли, снимался в кино. В 2001 году я снялся в фильме Дмитрия Астрахана «Леди на день» – это российско-белорусский проект. Вообще, как-то странно сейчас специально вспоминать своих белорусских коллег – мы никогда не разделяли: это – белорусские артисты, а это – российские. И Николай Еременко, к сожалению, его уже нет с нами, и Ростислав Янковский, я могу назвать и много других имен – мы ощущали себя одной актерской семьей. Для меня большая честь стать лауреатом премии Союзного государства, это очень высокая награда. И особую радость мне доставляет то, что я оказался рядом с потрясающим артистом Ростиславом Янковским, которого любят и знают в России, точно так, как и в Белоруссии.
Председатель Белорусского Союза театральных деятелей, художественный руководитель Театра Белорусской армии, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Алексей ДУДАРЕВ:
– Сегодня многие обеспокоены состоянием культурных связей между Белоруссией и Россией – становятся ли они менее тесными или распадаются. Союз русских и белорусов никогда не распадался и не распадется. Ведь для туманов границ не существует. Да и соловьям визы не нужны. А востребованность нашей культуры в России и, наоборот, культуры старшей, более масштабной, которой является русская для нас, никогда не иссякнет. Что касается лично меня, то мои пьесы ставили в России и в советские времена, ставили во время перестройки, ставили в начале смутных 90-х. Ставят и сейчас.
Белорусские спектакли на военную тематику были удостоены наград на московских театральных фестивалях. Объяснить это можно тем, что мы, белорусы, боль войны чувствуем генетически. Ведь со времен Рогнеды и Рогвалда место на земле, где находится наша синеокая Беларусь, всегда было предметом чьих-то разборок. Поэтому нашим людям приходилось не жить, а выживать. А это всегда больно. Да и вообще, политикам, экономистам стоило бы многому поучиться у деятелей культуры.
Российский зритель от белорусского ничем не отличается. А вот западный, по сравнению с белорусами и русскими, совсем другой. Я не говорю, лучше мы их или хуже. Мы просто разные, живем по-разному, по-разному воспринимаем жизнь. Поэтому не надо, забывая о своем, родном, бежать за их культурой. Нужно стараться создавать свое, основываясь на классических традициях.
Творческим людям всегда непросто. Люди творческие – всегда немного сумасшедшие. С ними непросто жить, им нельзя помочь. Они в своем мире живут, мучаются, мучают других. Всем им и себе тоже я пожелал бы Веры. Она дает надежду. А если веришь и надеешься, обретешь любовь.
Главный редактор журнала «Наш современник», известный поэт Станислав КУНЯЕВ:
– Наше культурное пространство не разрушено – и слава Богу. Жизни здесь больше, чем в любой форме отношений. Недавно я был в Белоруссии вместе с прекрасным нашим фотохудожником Анатолием Заболоцким. В Белоруссии прошла его молодость, когда-то работал на «Беларусьфильме». Сейчас привез свою фотовыставку. Видели бы вы, сколько там на открытии было людей, сколько восторгов. Нам ничего не нужно было объяснять.
Или вот днями встречался с художником, лауреатом премии Союзного государства Валентином Сидоровым. Мы говорили о его выставке в Белоруссии, куда он приезжает, как к себе домой, где его ждут родные люди. А чей актер Владимир Гостюхин? Белорус или русский? Россия считает его своим, любит и гордится его талантом. А взять трагически ушедшего от нас Владимира Мулявина.
Я был в Минске на его похоронах, туда съехались люди со всего бывшего Советского Союза. Он чей? «Песняры» связывают наши страны своими мелодиями во сто крат сильнее всех и всяких договоров-меморандумов.
У меня чувство радости и гордости вызывает то, что во всех шести областях Белоруссии тираж «Нашего современника» не уступает и даже выше, чем в наших самых крупных и читающих регионах. Живая вода культуры все разрывы и расколы, рассеченные части сращивает моментально. И даже следа не остается. И это то, что лично мне придает оптимизм и уверенность в нашем общем будущем.
Председатель Союза художников России, народный художник СССР и России Валентин СИДОРОВ:
– Лауреатом премии Союзного государства я стал совершенно случайно. Открывал в Минске выставку Михаила Андреевича Савицкого и заметил, как хорошо смотрятся его работы в залах Минского музея изобразительного искусства. И меня тут же на этом поймали министр культуры Белоруссии и директор музея: «Вам нравятся наши залы, так за чем дело стало, следующая выставка будет ваша». Я дал ей название первой своей картины: «На теплой земле».
С белорусскими художниками мне приходилось вместе учиться, выставляться на одних выставках. Когда случилась беда, – иначе я не называю распад связей между Россией и Белоруссией, – мы, по-моему, еще больше приросли друг к другу. А у меня была совершенно особая история знакомства со знаменитым белорусским пейзажистом Витольдом Каэтановичем Бялыницким-Бирулей. Познакомился я с ним, будучи дипломником, когда сдавал свои картинки на худсоветы Московского товарищества художников. Бялыницкий-Бируля приезжал иногда из своего имения «Чайка» в Тверской губернии. Ему нравились мои пейзажи, он отмечал их, иногда подходил, что-то советовал.
После института я уехал в родные места, неподалеку от Удомли, где и расположена знаменитая «Чайка». Сюда приезжали Константин Коровин, Моравов, Рождественский, Богданов-Бельский. Художники жили здесь по месяцу, по два, иногда задерживались на год. Часто приходилось бывать и мне. С белорусским художником Антоном Бархатковым, учеником Витольда Каэтановича, мы были последними, кто видел художника…
Интересный факт – в советские времена у нас не было совместных пленэров с белорусскими художниками, а когда нас разделили, вдруг возникла потребность работать вместе. И мы ежегодно встречаемся, работаем две недели, допустим, в Белоруссии, а потом столько же или целый месяц – в России.
В «Чайке» или на «Академической даче». Пленэры посвящаем обычно разным художникам. Помню, несколько лет назад добрые белорусские художники посвятили пленэр и моему имени. Думаю, следующий пленэр посвятим Бялыницкому-Бируле. И проведем его в Бялыничах, где художника очень любят и где именем его названа школа.
Совершенно очевидно, что стремление к единению в нас непреодолимо. Будет или не будет создано Союзное государство, все равно мы с белорусами будем вместе. Менталитет у нас такой.
Народный артист СССР, обладатель медали и ордена Франциска Скорины Ростислав ЯНКОВСКИЙ:
– Основой русского театра, по моему глубокому убеждению, всегда была и остается духовность. И белорусские театры унаследовали эту основу. Ведь очень многие наши артисты, особенно старшего поколения, учились в Москве. Русский театр подразумевает прежде всего внутреннюю работу актера над собой, внутри актера целая фабрика должна работать. Я именно за такой театр.
Меня много раз приглашали на работу в Москву, Ленинград, Киев. Почему остался? Прежде всего потому, что от добра добра не ищут. Получилось, что Боженька меня поцеловал и сказал «работай здесь». Здесь я почувствовал большую отдачу зрителей, и, как мне показалось, зритель меня полюбил.
В советские времена каждый год мы бывали в двух новых городах Союза. А недавно были на гастролях в Нижнем Новгороде, Казани и Самаре. Зрители принимали нас изумительно. И совсем не стали они хуже. И в России, и в Белоруссии великолепный зритель: душевный, откликающийся. Могу с уверенностью заявить, что наш театр нашел зрителя. И Театр Янки Купалы имеет своего зрителя. Это прекрасно, что национальная культура, история Белоруссии беспокоит людей, что они идут послушать прекрасный белорусский язык.