Где будем наследие сохранять?
Почему мы сегодня вспоминаем это событие? Конференция такая состоялась впервые. И говорили на ней вроде об очевидном – единое культурное пространство России и Белоруссии существовало всегда и будет существовать в силу общих исторических корней, единой веры и, что очень важно, совместной борьбы с немецким нашествием, как известно погубившим огромное количество наших культурных ценностей. Ректор Белорусского государственного института проблем культуры Ирина Богачева сообщила такой факт: из 8 млн единиц общего фонда Национальной библиотеки в Минске более 70 процентов материалов издано на русском языке. Не правда ли, «говорящая» за себя основа для создания единого информационного пространства двух стран?..
Но куда важнее было констатировать, убеждали выступающие, что за последние десятилетия мир изменился настолько, что человек, желая достичь своих целей, должен вести себя в нем по-другому. Он слишком привык к роли «работника» в «храме природы», оказался в плену новых технологий и не умеет использовать их без вреда для природы. А все потому, что ему не хватает экологических знаний. И это имеет прямое отношение к культуре. Сегодня ни много ни мало надо менять личность, заявила в своем докладе доктор социологических наук Ирина Сосунова, если мы хотим вести речь о сохранении культурного наследия. И привела в пример жителей белорусского города Полоцка, который не первый век является форпостом славян на Западе. И в смысле сохранения культурного наследия – в первую очередь.
Ученые отмечали, что проблем с формированием единого культурного мышления еще немало. И это касается не только обмена студентами и аспирантами, руководителями творческих коллективов, устройством гастролей – порой, как ни странно, партнерам не хватает умения объективно взглянуть на историю своих стран. В частности, на конференции прозвучал правомерный вопрос: «Почему в Москве ни в одном из военных музеев до сих пор нет экспозиции, посвященной белорусским партизанам?»
Самой острой проблемой участники конференции признали необходимость защиты культурного наследия России и Белоруссии от западной экспансии. Без цензуры, запрещающей пропаганду насилия, пошлости и безвкусицы, не обойтись. Потому что все эти реалити-шоу, построенные по чужеземным образцам, фильмы уровня «Кода да Винчи» и «Парфюмера», бесконечные и бессмысленные сериалы, музыка, от которой можно оглохнуть, парады геев и лесбиянок призваны переродить человека, перекроить его психику, оболванить его. Неслучайно на конференции прозвучала цитата из интервью ректора Литинститута Бориса Тарасова: «Если мы хотим самосохраниться как нация, главнейшей задачей и государственного, и образовательного уровня должно стать наведение порядка в системе доступа на телеэкраны совсем других реалий, и прежде всего персон».
Но чиновники, которые должны «наводить порядок», с подобных конференций, как правило, исчезают после торжественной части, поделился наблюдениями белорусский кинорежиссер Валерий Рыбарев.
И привел мнение коллег из Франции, известно каких «националистов», в смысле защиты своей культуры от внешних влияний, которые еще в конце 80-х восхищались одухотворенностью советского кинематографа.
И предупреждали: «Если вы разрушите свой замечательный кинематограф, то получите массовый продукт, которым перекормлен Запад и который не имеет ничего общего с искусством». Рыбарев подчеркнул, что и в Белоруссии сектор российского кино составляет всего 18 процентов. А в России, напомнил он выступление Никиты Михалкова, открыв кинотеатр для демонстрации исключительно отечественных фильмов, тут же его ликвидировали.
Валерий Рыбарев предложил чиновникам внести в план совместных мероприятий по культуре ежегодный выпуск российско-белорусской картины. И призвал посмотреть, появятся ли там «проходные» работы. Скорее произойдет обратное – с этих картин может начаться формирование нового «золотого» фонда кино – уже Союзного государства.
В тон Валерию Рыбареву выступили коллеги – ректор Белорусской государственной академии музыки, доцент Александр Рощупкин и директор Национального академического народного оркестра Республики Беларусь им. И. Жиповича, профессор Михаил Козинец. И если ученые в основном рассуждали, то деятели культуры, острее ощущающие холод пропасти, у которой оказалось великое наследие славянской культуры, делали последнее предупреждение о том, что у нас есть шанс «укатиться с глобализацией, имеющей форму шара, в никуда». В самом деле, кому неизвестно, что лучшие музыканты, оперные певцы, артисты балета, как звезды, так и начинающие, минуя «распределение», прямо из школ едут работать на Запад. Вначале для того, чтобы выжить, а потом основывают свои школы, обустраивают личную жизнь и оказываются почти потерянными для страны, взрастившей их. «Главный парадокс нашего времени, – сказал А. Рощупкин, – заключается в том, что студенты Петров и Иванов из России и Белоруссии учатся у знаменитого российского скрипача Третьякова – но не в Москве, а в Германии или Нидерландах. Мы насытили Европу музыкальными кадрами и наблюдаем за феноменом новой музыкальной культуры, возникающей из сплава европейских финансов и российской образованности и глубины. Так где будем наследие сохранять? За границей? Если хотим сохранить кадры на Родине, то есть в России и Белоруссии, без совместных усилий не обойтись.
Столь же важно решить, считают музыканты, как следует обучать молодых музыке. По испытанной системе, у одного педагога все пять лет или, в соответствии с «болонским процессом», в течение 3-4 лет, каждый семестр у нового учителя? И кого называть «профессорами»? По-прежнему только тех, кто отметился диссертацией, или и тех, кто по-настоящему владеет аудиторией, но научными трудами не обзавелся?
Михаил Козинец, напомнив, что именно профессора из Москвы и Ленинграда в послевоенное время создавали музыкальную школу Белоруссии, а 455 лауреатов международных конкурсов в независимой Белоруссии – это прежде всего их заслуга, с горечью констатировал, что оркестр его больше известен в дальнем зарубежье, чем в России. Профессор резко выступил против засилья шоу на ТВ и концертных площадках. И рассказал о фестивале струнных щипковых инструментов в Зале им. Чайковского, в котором приняли участие 20 стран. На протяжении четырех часов люди наслаждались звучанием тех самых цимбал, гуслей и им подобных инструментов, которые разве что в Красную книгу еще не занесены. Козинец предложил внести пункт в защиту народного искусства в бюджет Союзного государства. «Для того, чтобы прийти к постижению Баха и Бетховена, человек должен осознать ценность русской песни «Ах вы, сени, мои сени!..» и белорусской «Перепелочки», – сказал он. Не поспоришь.
«Проведение Года России в Белоруссии и соответственно Года Белоруссии в России подтолкнуло людей к обновлению своего мышления, – заявил первый заместитель министра культуры Республики Беларусь Владимир Рылатко. – И сегодня, суммируя выступления, с ответственностью могу заявить, что задачей номер один в деле сохранения культурного наследия является создание единого Культурного фонда России и Белоруссии. Все раритеты должны быть сохранены». И тут уместно привести реплику кого-то из выступавших, остроумно заметивших, что сама жизнь подкидывает нам факты, требующие осмысления на едином культурном пространстве. «Посмотрите, сказал он, в 2006 году отмечаем 125-ю годовщину со дня смерти Мусоргского, а в 2007-м отметим 125 лет со дня рождения Янки Купалы. В эти цифры просто нужно уметь вдумываться…» Подводя итоги, заместитель Государственного секретаря Союзного государства Сергей Шухно предложил организовать Совет по культуре при Постоянном Комитете Союзного государства, который будет рассматривать предложения по сохранению культурного наследия России и Белоруссии и претворять в жизнь.