Там чудеса, шедевры бродят!
Хотите попасть в настоящую русскую сказку? Вперед - в Новую Третьяковку! Там на неведомых дорожках можно встретить пятиметрового медведя, двухметрового Кощея Бессмертного и сговорчивую Золотую рыбку
У этого топтыгина только когти страшные, а сам он – добрый и пушистый. Даже сидеть на себе позволяет. Фото: Кирилл Зыков/Агентство «Москва»
ЗА САДКО ПОД ВОДУ
Перед огромным зеленым камнем и чувствуешь себя, словно Витязь на распутье. Собственно, и знаменитая картина Васнецова тут же. И только тебе решать, куда пойти: направо, налево или прямо. Так начинается выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор».
- От того, куда повернете, будет зависеть, какой вы увидите экспозицию, с какими персонажами встретитесь, - рассказала «СВ» куратор и автор выставки Татьяна Гетман. - Это приключение посетитель переживает, как главный герой сказки. И набирает конструктор из образов, эмоций и погружения в природные пространства.
Повернем-ка налево. И окажемся в подводном царстве. Вокруг - бумажные волны. А в них плещутся «Русалки» Крамского. Тут же притаилась лысая незнакомка современных художников Дубосарского и Виноградова. Они ей «дали» имя «Без названия». И, конечно, как не быть здесь знаменитой васнецовской «Царевне-лягушке» с ее чудо-рукавами.
В подводном царстве темновато, а потому картины подсвечиваются.
Неподалеку - костюмы из проекта «Русский космизм». Изо льна и фетра. Их придумал Георгий Острецов.
А наверху, над головой, «проплывает» огромная Золотая рыбка.
А вот одно из нескольких «оживших полотен». Это «Садко в подводном царстве» Репина. Сразу видно, что из девятисот лучших невест, которых морской царь предложил гусляру, он выберет самую простую и скромную русскую девушку. Ту, что стоит поодаль. Выбор очевиден благодаря игре света и тени. Кстати, прототипом Садко был Виктор Васнецов.
ТАЮЩИЙ ЛЕТАЮЩИЙ КОВЕР
Всего экспонатов больше семидесяти. Кроме работ Васнецова и Репина, еще - Елены Поленовой, Ивана Билибина, Сергея Коненкова, Владислава Мамышева-Монро и других художников. Помимо живописи и графики, фотография, видео, кино, театр. Есть даже инстаграм-маски. Третьяковка, которая, как и все лучшие музеи, идет в ногу со временем, придумала их для своих подписчиков. Можно превратиться в одного из четверых персонажей: Лешего, Кощея, Богатыря или Василису.
Оформлением выставки занималась известная супружеская чета - Алексей и Мария Трегубовы. Он - главный художник московской «Школы современной пьесы», она - дочь худрука этого театра Иосифа Райхельгауза, главный художник Лаборатории Дмитрия Крымова («Школы драматического искусства»), преподаватель РАТИ (бывшего ГИТИСа).
Но пора в придуманный ими и их коллегами лес! Кстати, туда можно «перелететь» на ковре-самолете. Он вывешен будто бы «вне» царств. Выглядит, как обычный восточный ковер. Висит на стене, но сползает на пол струями, словно тает. Его создал азербайджанский художник Фаиг Ахмед.
Лес манит. Сказочный, волшебный. Кругом - зеркала, и от того кажется, что деревьев очень много. Но о них быстро забываешь, когда видишь на опушке огромного медведя! Пять метров в длину. Некоторые даже пугаются. Но медведь при ближайшем рассмотрении - безобидный и уютный.
- На нем даже можно отдохнуть, - улыбается Татьяна Гетман. И в подтверждение слов присаживается на лапу с огромными когтями. Приглашает рядом. - Медведь был сделан в театральных мастерских для декораций. Внутри и снаружи все - антивандальное, укрепленное, как раз для того, чтобы дети, на которых мы в первую очередь ориентируемся, могли спокойно трогать, обнимать мишку.
НАДЕТЬ СОБСТВЕННУЮ ШКУРКУ, КАК ШУБКУ
Какую из трех дорожек выберешь, так судьба твоя и сложится. Фото: Кирилл Зыков/Агентство «Москва»
Присев на косолапого, приятно любоваться, пожалуй, главным экспонатом выставки - самой знаменитой работой Васнецова «Иван Царевич на сером волке». Художник написал ее в 1889 году во Владимирском соборе в Киеве. Елену Прекрасную Васнецов писал сразу с двух красавиц, сестер Мамонтовых - Натальи и Татьяны, кузин той самой «Девочки с персиками».
В нескольких шагах от медведя - вереница зверей. Это проект Дмитрия Цветкова под названием «Ледниковый период». Художник создал инсталляцию еще в конце нулевых, и с тех пор она кочует по выставкам. Настоящие чучела характерных для России животных. Возглавляет процессию бобер. Следом идут заяц, волк, лиса, рысь и медведь. Все - будто на подиуме на показе мод щеголяют в роскошных шубах.
- Шубы шил из искусственного меха, - успокаивает «гринписовцев» Дмитрий Цветков. - Но из очень дорогого. Показалось, что меха в мехах - это неожиданно. Шубы «хозяевам» нарочно велики для того, чтобы подчеркнуть недостатки общества потребления и высмеять стремление обеспеченных людей к еще большей роскоши.
Замыкающий «шествие» медведь стоит в позе Ленина со всех советских памятников, но впереди идущие мохнатые товарищи его знаменитого жеста-призыва не видят, а потому он кажется бессмысленным.
На одном из деревьев - «Лель» Михаила Нестерова. Героя славянской мифологии, бога любви художник увидел молодым крестьянином. Он играет на дудочке, и природа пробуждается. Проклевываются листья, зеленеет трава, ели и сосны наливаются соком. Чуть дальше - «Русская красавица» Ильи Глазунова. В кокошнике, какие девочки в детском саду до сих пор надевают иногда на Новый год.
ВОЛШЕБНЫЙ МИР
СТРАШНО АЖ ЖУТЬ
В сказочном лесу становится людно - самое время сбежать в подземное царство. К Кощею, который, кстати, над златом совсем не чахнет. Стоит устрашающе в углу белой-белой комнаты. И Душу-Смерть свою, ту самую, что в яйце прятал, теперь на всеобщее обозрение выставил.
- Можете ее потрогать, - улыбается Татьяна Гетман. - У нас в буквальном смысле разложена по полочкам история про то, как она хранится.
Страх Смерти показан с помощью пропорций: чем ближе к ней, косматой, тем страшнее, а значит, и предмет больше. Первым делом идет дуб. Крохотный. Затем - сундук. В нем - заяц. Затем - утка. В ней - яйцо, а в нем, наконец, сокровенное - игла - Смерть Кощеева. Огромная, конечно.
Каждый из предметов можно пощупать, чем и занимается сотрудник выставки. Протирает сундук, чистит утиные перышки.
Не будем ему мешать и идем смотреть на Кощея в других ипостасях (и закоулках подземного царства!). Вот он на кадрах из советского фильма-сказки Александра Роу и исполнении неподражаемого Георгия Милляра. А вот - на эскизах Натальи Гончаровой (полной тезки и потомка жены Пушкина) для оперного спектакля «Кощей Бессмертный». В обычное время работа хранится в музее-заповеднике «Абрамцево».
«Здесь «страшновато», - гласит надпись на настенных часах. У них круглый циферблат, покрытый зеленым мехом. Слово «страшновато» впереди и позади охраняют леопарды.
Тут и правда небезопасно! Вот, например, мощная артиллерия - сразу две Бабы-яги неподалеку друг от друга. Автор одной, классической, в ступе - Иван Билибин. Другую, модную, придумала и показала на снимках современный фотохудожник Юлдуз Бахтиозина.
В отдельной витрине - метла Бабы-яги. Для самых непослушных.
Подземное царство - подходящее место и для фрагментов из фильма Рустама Хамдамова «Мешок без дна», и для отрывков записей сказок из этнографических экспедиций.
- Называем нашу экспозицию «выставка-приключение», - говорит Татьяна Гетман. - Тут ты принимаешь решения каждый раз: куда идти, как строить свой путь. Каждый посетитель, покидая то или иное царство, вновь оказывается у камня, на распутье, и, по сути, пишет новую сказку.
Погулять по неведомым дорожкам можно до 10 мая.