«В женщине ценю верность и доброту»
— «Друзья мои!» А дальше как положено: родился тогда-то и там-то. Кстати, я выпустил книгу «Апология памяти». В ней я рассказываю о своей жизни, о современниках — выдающихся людях искусства, спорта, политики.
— Вы помните первые аплодисменты?
— Первые аплодисменты я заработал в раннем детстве, выступая на сундуке: исполнял Гимн СССР, правда, еще не понимая слов. Мои детские годы прошли в Сокольниках, где я посещал хор Дома пионеров. Участвовал в школьной самодеятельности. Затем проходил воинскую службу в танковых войсках, в составе Группы советских войск в Германии, был направлен в ансамбль песни и пляски. Где вскоре стал солистом, получил первое признание.
— Во многих ваших песнях чувствуется трепетное отношение к женщине...
— Моя мать умерла, когда мне было чуть больше года. Отец воевал на фронте, поэтому заботились обо мне дедушка с бабушкой, а помогали женщины — соседки по коммунальной квартире. Я никогда не испытывал тех сыновних чувств, какие, например, есть у моего друга Володи Винокура. Он каждый день звонит маме: как ты, что ты? Наверное, потому, что я не знал материнской любви, у меня такое исключительно трепетное отношение к женщине. В ней я вижу и мать, и сестру, и любимого человека. Многие мои песни посвящены им: «Нам не жить друг без друга», «Татьянин день», «Ни минуты покоя», «Где же ты была»...
— Вы помните первую любовь?
— Впервые я влюбился в 6-м классе. Девочку звали Светой. Мое чувство выражалось в том, что мы с другом Сашкой кидали в Свету бумажными пульками. А она их собирала и с пафосом возвращала нам. На большее меня не хватило.
— Какие качества больше всего цените в женщинах?
— Верность, доброту, шарм, умение преподнести себя. Нравится, когда женщина следит за собой, когда в ней есть какая-то изюминка, загадка.
— Вы встретили такую спутницу жизни?
— Моя жена Ирина соответствует полностью всем моим требованиям, какие только можно предъявить к спутнице жизни. Она талантливая, философски настроенная женщина, владеет несколькими языками. К тому же прекрасно шьет и вкусно готовит. Я понимаю, что из-за меня она осталась человеком, не до конца реализованным в профессиональном плане. Ира посвятила свою жизнь артисту Льву Лещенко. На первых порах жена меня полностью обшивала. В советские времена мы все испытывали дефицит стильных вещей. Так, Ирина по выкройкам из «Бурды» сшила первый в моей жизни смокинг, потом модный костюм с широкими брюками. Несмотря на то что время дефицита давно кончилось, Ира иногда балует меня стильными вещами собственного производства. Она очень внимательная женщина. Заботится о моем имидже. Готовит мои любимые овощные супы, оладьи из кабачков. По особому рецепту варит раков.
— Лев Валерианович, ваш рецепт, как сохранить счастливую семью...
— Уважайте друг друга, живите общими интересами. Постарайтесь не унижать супругу, не говорить ей, например: «Да ты такая-сякая». Старайтесь проводить отпуск вместе.
— Правда, что ваш друг Владимир Винокур в вашем офисе порой отвечает на звонки вашей жены?
— Такое бывает иногда в шутку. Володя сидит у меня в кабинете и, когда звонит Ирина, разговаривает с ней моим голосом, а она не может его узнать. Задает ему вопросы, получает ответы. А когда понимает, что ее разыграли, то не обижается, а долго смеется. Кстати, я Володю тоже много раз разыгрывал.
— Как вам удается долгие годы поддерживать вокальные данные?
— В обычные дни стараюсь беречь голос, но раз в два дня обязательно распеваюсь. Голосовые связки — это ведь те же мышцы, которые нужно обязательно тренировать. Стараюсь ограничивать себя в курении и высыпаться. За много лет это вошло в привычку.
— Вы один из самых элегантных артистов. Сколько костюмов в вашем гардеробе?
— Никогда не занимался подсчетом костюмов, наверное, не меньше 50. По цветовой гамме предпочитаю бежевые и голубые тона: они создают ощущение свежести. Люблю официальный стиль, чтобы галстук или бабочка. В повседневной жизни ношу рубашки, джинсы, футболки. Главное, чтобы одежда была стильная и аккуратная. Я не делаю из одежды культа. Как-то меня спросили, не хочу ли заменить костюмы на что-то более прогрессивное. Я ответил — нет, так как сценический костюм не утратил своего значения, его никто не отменял. Я, как современные исполнители, не могу выйти на сцену в чем-то ярком, обтягивающем. Я сам езжу по магазинам и выбираю себе одежду. Но не в Москве, так как шопинг дело интимное, а за границей, где я могу выбирать, советоваться с женой.
— Если вдруг вы уйдете с эстрады, чем займетесь?
— Я творческий человек, и сидячая кабинетная работа не по мне, но жизнь заставила сесть в директорское кресло. На заре перестройки рухнула прежняя система организации концертов. Пришлось серьезно задуматься над тем, как удержаться на плаву. И в начале 90-х я организовал свою фирму, которая стала заниматься проведением концертов, фестивалей, а также звукозаписью. Начинал с нуля. Спасибо друзьям — помогли и помещением, и оргтехникой. А года через два мы уже встали на ноги. По статусу наш театр эстрадных представлений «Музыкальное агентство» является государственным театром при Министерстве культуры, но из бюджета мы не получаем ни копейки — зарабатываем сами. На моей студии не один год записывались Иосиф Кобзон, Леша Глызин, Саша Розенбаум. Есть у меня деревообрабатывающее предприятие во Владимирской области. В Российском институте культуры я веду курс менеджмента и маркетинга. Занимаюсь делами благотворительного фонда «Добрые люди». Фонд помогает детям и ветеранам. А еще являюсь почетным президентом подмосковного баскетбольного клуба «Динамо».