Зинаида Зубкова: Актерство – самый ленивый вид искусства
Шесть десятков лет прославленная артистка служит в Купаловском театре: с будущей профессией познакомилась сразу после войны. Однажды выйдя на сцену, она уже знала, чему посвятит всю жизнь
Эта артистка народная не только по званию, но и по признанию. Остроумная, всегда с прямой спиной, в ней нет суеты, только внутреннее достоинство и жесты королевы. Фото: Максим Коростылев.
МАМА УЧИЛА ШИТЬ ФУРЦЕВУ
Зинаида Зубкова - настоящая легенда. Всю жизнь на подмостках. Снималась и в кино, правда, не в главных ролях. Но сила зрительской любви зависит не от того, сколько страниц текста у любимой актрисы в новой картине. Даже звание народной долгое время Зубкова носила неофициально - для поклонников она всегда была именно такой. А ведь артистки из нее могло не получиться.
- До войны отец служил в Кронштадте на подлодке, а мама работала на фабрике «Большевичка», была завцехом. Обучала шитью саму Фурцеву! - вспоминает актриса.
Маленькой Зине было три года, когда началась война. В 1942-м не стало отца. Петр Зубков погиб как герой: закрыл своим телом амбразуру вражеского ДЗОТа при обороне Ораниенбаумского плацдарма. А Зинаида с матерью и младшим братом оказались в оккупации.
- Куда нас везли, никто не знал. В Ульяновке, что под Ленинградом, в документы поставили немецкую печать. И отправили в «Шталаг-340» в Латвию, под Двинск (нынешний Даугавпилс. - Ред.). До сих пор стоит перед глазами картина: мотоциклы, на которых сидят молодые немцы в рубашках болотного цвета с выгоревшими закатанными рукавами…
В Двинске семья провела два страшных, тяжелых года. После войны уехать обратно в Ленинград не получилось: возвращаться назад им было запрещено. Так и остались в балтийской республике.
- Двинск был практически полностью разрушен. Ничего не было. На чем спать? Что есть? Нам помогли, выделили небольшую комнатку. В 1945-м пошла в первый класс. Мама хотела определить в латышскую гимназию - я очень хорошо говорила на местном языке. Но соседки отговорили: зачем это русской девочке? Пошла в «нашу», где самым сложным предметом для меня оказался… родной язык.
Параллельно Зина начала заниматься в местном театре-студии под руководством режиссера Сергея Радлова, работавшего в свое время с Мейерхольдом и Станиславским. После окончания школы встал выбор: куда дальше?
- В Ленинград и Москву ехать я побоялась. Тогда Алла Смагина, артистка витебского театра, посоветовала ехать в Минск - мол, институт хороший, педагоги прекрасные. Так я и оказалась в Беларуси.
В АНТРАКТЕ МЫЛИ СПИНКУ
Занятия у будущих актеров проходили в Оперном театре. После маленького Двинска белорусская столица казалась Зубковой огромной, а величественное здание храма музыки - самой яркой его жемчужиной. Тогда же будущая артистка впервые увидела балет и… безумно влюбилась.
- Валентин Давыдов, Валерий Миронов, Нина Давыденко, Клара Малышева - я видела всех балетных звезд того времени. А потом сама записалась в студию. Со спортом, кстати, тоже была на «ты». Занималась акробатикой, художественной гимнастикой. Даже заняла первое место по республике среди студенток!
В 1960 году Зинаида Зубкова вместе с Марией Захаревич, Галиной Толкачевой и Лилией Давидович пришли в Купаловский театр. И сразу же заняли весь репертуар.
- Была у нас постановка «Вызов богам» Делендика. Мы играли ее месяц без перерывов - такой был аншлаг. Спектакль по тем временам стал откровением, а все потому, что в нем артистки впервые выходили на сцену в купальниках. И все прибегали на нас смотреть. Специально для постановки кожу нам покрывали морилкой, а в антракте Гена Овсянников мыл нам спинки.
Но самой большой проблемой для молодой актрисы стал белорусский язык. Приходилось учить текст на «мове», а потом мысленно переводить его на русский, чтобы понять, о чем речь.
- К счастью, я была не одна такая: Павел Кормунин, Роман Филиппов - никто из них сначала не говорил по-белорусски. Но справились, выучили.
БЫЛ СЛУЧАЙ
ЗИНОЧКА-СЛЕЗИНОЧКА
- Первое, что увидела в Минске, была огромная вывеска «Гастраном». И потом еще одну надпись с «ошибками», и еще… Подумала: неужели никто этого не видит?! Белорусского-то я тогда не знала... Во время вступительных экзаменов выступала так эмоционально, что меня быстро прозвали «девочкой, которая плачет». Помню, в первом туре читала письмо Татьяны Онегину - слезы так и брызнули из глаз от эмоций. Следующий тур - а я снова заливаюсь. Так за мной и закрепилось прозвище Зиночка-слезиночка». Сейчас даже забавно: это сколько ж я ролей проплакала! Когда стало ясно, что меня приняли, директор института вызвал к себе: «Итак, девочка, которая плачет, что будем с языком делать?» И снова предательски задрожали губы: «Выучу! Все сделаю!» Так и попала на курс к народному артисту БССР Константину Санникову.
«СВАДЬБА» ПЕЛА И ПЛЯСАЛА
Десять лет назад театральная карьера Зинаиды Зубковой сделала крутой поворот: обладатель «Золотой маски» российский режиссер Владимир Панков предложил ей роль невесты в чеховской «Свадьбе».
- Он посмотрел несколько спектаклей, а потом пригласил актеров, которых приметил, на разговор. Раздал какие-то указания, всех отпустил, а мне вдруг говорит: «А вы, Зинаида Петровна, остаетесь. Хочу, чтобы вы сыграли главную роль». Удивилась, при чем тут я, маман вообще не мой типаж. А Панков хитро заулыбался: «Сыграйте невесту». У меня слезы из глаз. Издевается он, что ли? Не хочу быть посмешищем! Тогда Владимир стал объяснять задумку. Увидел, говорит, меня в «Павлинке» и сразу понял: вот она, его героиня.
Эпатажная постановка имела невероятный гастрольный и фестивальный успех. Зинаиде Зубковой рукоплескали в России, Франции, Испании, Грузии, Азербайджане, Румынии…
- Меня до сих пор спрашивают: «А «Свадьба» еще будет?» Увы, уже нет Гены Гарбука, Коли Кириченко. А без них какой смысл?..
Сегодня Зинаида Петровна занята в трех спектаклях Купаловского театра: «Вечере», «Земле Эльзы» и постановке «Любовь как милитаризм». Выходит на сцену и в культовой «Павлинке» - просто так, для души.
- Это было мое желание. По-прежнему хочется петь, танцевать, общаться с молодежью. Я бы, конечно, с удовольствием еще что-нибудь сыграла. Иногда звонят с предложениями из кино или рекламы. «А кого играть?» - спрашиваю. Отвечают: «Бабушку». Я смеюсь: «Настоящая бабушка должна быть пышкой, с большой грудью. А я по типажу вам разве что на Бабу-ягу или Фик-Фок подойду».
ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ
РАЗМИНКА ДЛЯ ДЖУЛЬЕТТЫ
81-летняя артистка не представляет своей жизни без спорта. На идеальный шпагат садилась вплоть до 70 лет. Да и сейчас каждое утро начинает с «половой жизни»: так Зинаида Петровна в шутку называет гимнастику на коврике.
- Актерство, по-моему, самый ленивый вид искусства. Музыкант должен каждый день играть на скрипке, балерина - двигаться, художник - держать кисть, рисовать. А актер, что? Вышел, сыграл - и гуляй до следующего спектакля.
ЛЮБОВЬ С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА
Один муж, один театр
В начале 1960-х благодаря другу и коллеге по сцене Геннадию Овсянникову артистка познакомилась с фехтовальщиком Владимиром Фортунатовым. С ним и прожила всю жизнь.
- Гена, как сейчас помню, сидел с Фортуной (так мужа называли друзья) на скамейке у театра. Я выглянула в окошко. Овсянников это заметил: «Хочешь, я тебя с этой девочкой познакомлю? Зина, давай сюда!» А я увидела Володю - и обомлела. И он тоже. Это была любовь с первого взгляда. Мы понимали друг друга без слов. Он стал мне всем: отцом, мужем, братом, другом. Как два голубка, прожили вместе почти 40 лет. После смерти Володи я до сих пор ношу кольцо, не могу найти в себе силы снять…
Российские режиссеры не раз предлагали талантливой актрисе перебраться в Москву или Питер, обещали жениться, сулили хорошие роли. Но ни одно предложение она не приняла:
- Не люблю авантюры, я человек оседлый. Очень благодарна Беларуси и своему педагогу, который многое вложил в нас. Все его ученики - это мы, Театр имени Янки Купалы.