Режиссер Константин Буслов: Ради «Калашникова» продал дом
Накануне 23 февраля вышел самый мужской фильм этого года. О конструкторе, придумавшем известный на весь мир автомат
Одной из основных линий в картине стала нежная история любви Михаила Калашникова и его жены Екатерины Моисеевой. Фото: Первый канал
РЕЖИССЕР ИЗ ЛОС-АНДЖЕЛЕСА
Русоволосый добродушный 28-летний паренек - всего семь классов за плечами - вертит в руках черный ствол будущего АК-47. Он его придумал и сконструировал сам, еще не зная, что создал легенду…
Автомат Михаила Калашникова - это мировой бренд. Его боятся и уважают. Почти в любом боевике он играет свою роль.
А вот фильма про его создателя до сих пор не было.
О съемках картины задумались в 2016 году. И с самого начала столкнулись со сложностями.
- У меня есть хороший друг, который знал Михаила Тимофеевича, - рассказывает режиссер картины Константин Буслов. - Когда-то Калашников подписал ему свою книгу. Я взял почитать. Так и родилась идея снять хорошее художественное произведение о великом конструкторе. До этого никто из режиссеров не обращался к его биографии. Может, потому, что она у него такая непростая.
Глаза у Буслова горели, идея вдохновляла настолько, что поехал в Лос-Анджелес к режиссеру Сергею Бодрову, где тот живет с 90-х годов. Предложил написать сценарий. Бодров согласился, и работа началась. Вскоре привлекли еще двух сценаристов - Анатолия Усова и Алексея Бородачева. В основу легли воспоминания о Калашникове, документальные фильмы, а также разговоры с дочерью конструктора Еленой.
Изначально Сергей Бодров хотел быть не только сценаристом, но и режиссером. Но возникли сложности с финансированием. Съемки могли сорваться, и Бодров отказался.
- Я перебрал еще несколько кандидатур, - продолжает Буслов. - Сроки поджимали, картина могла встать и закрыться, и я принял решение снимать сам.
Но денег по-прежнему не хватало. Четверть бюджета на возвратной основе выделил Минкульт. Остальное приходилось скрести по сусекам.
Не спасало и то, что в 2019 году фильм включили в список мероприятий к празднованию 100-летия со дня рождения Михаила Калашникова, и то, что подключились инвесторы из концерна «Калашников». Съемки все время были на грани остановки. И тогда Буслов... продал свой дом!
- Совсем не претендую на роль бедного художника из песни Аллы Борисовны Пугачевой, но съемочная группа в составе 100 человек могла разбежаться в любой момент, - разводит руками он. - И заморозили бы проект или вовсе закрыли его. У меня не было выхода. Продав дом, выплатил зарплаты за два месяца. И процесс пошел. Выкупить обратно пока не смог. Жду кассовых сборов. Картина получилась достойной. Не стыдно.
«НЕ ДЕРЖАЛ В РУКАХ АВТОМАТ»
Изначально на роль Калашникова планировали другого актера. Но в итоге остановились на 27-летнем Юрии Борисове из «Сатирикона». Голубоглазом блондине с лицом стахановца.
- У него дикий график, трудно было заполучить, - вспоминает Буслов. - Но тем не менее начали сниматься.
Борисов, как и полагается, от корки до корки прочитал автобиографию Калашникова. И встречался с теми людьми, кто мог бы рассказать про конструктора что-то отрицательное. Нарочно.
Их образы воплотили Юрий Борисов и Ольга Лерман. Фото: Кадр из фильма
- Мне хотелось, чтобы мой Калашников получился не героическим и кондовым, а живым человеком, у которого, как и у всех нас, есть комплексы, - улыбается Борисов.
И удалось. Комплекс Калашникова в фильме виден во всей красе. Конструктор всю жизнь не мог с ним справиться. Переживал от того, что он - из раскулаченной семьи, которую сослали в Сибирь.
- Сначала хотели показать, как Калашников хоронил отца, как в его семье резали скот, - говорит Буслов. - Но отказались от этого, потому что получалась слишком большая история, которую не рассказать целиком в рамках двух часов фильма.
Борисов, кстати, однажды видел Калашникова живьем. Случилось это в 2011 - 2012 годах. Парень гостил у родственников в Ижевске. Только-только вышел из музея стрелкового оружия имени Калашникова. Был еще под впечатлением от экспонатов и фотографий, на которых запечатлен конструктор. И вдруг заметил машину, а возле нее - человека. Тот закричал: «Стой! Подожди! Сейчас Калашников будет выходить, а ты давай его фоткай!»
- Я остановился, - вспоминает Борисов. - И вскоре действительно вышел Калашников. Маленького роста. Прошел мимо. И в этот момент словно вспышка произошла, что-то из него переселилось в меня! Собственно, вот это что-то и можете наблюдать в фильме.
До съемок Борисов никогда не держал автомат Калашникова в руках. Даже в школе.
- Он оказался очень простой технически, - признается актер. - Понятный до такой степени, что можно быстро собрать и разобрать. Гораздо сложнее внутренний мир конструктора. В тот момент, когда Калашников изобретал автомат, рядом с ним всегда была девушка Катя, его будущая жена, - говорит Борисов. - И мне было важно показать в этом кино, что мы, мужчины, часто так увлекаемся каким-то делом, что не видим рядом ту самую, единственную женщину. И вот мой персонаж все шел и шел к своей цели, к своей мечте, так, будто бы не жил. И хотелось донести до зрителей мысль, что жизнь важнее, чем та точка, к которой придешь в конце концов.
В следующем году фильм покажут Первый канал и «Звезда».
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ПОКАЯННОЕ ПИСЬМУ ПАТРИАРХУ
Не успел фильм выйти в прокат, как появились те, кто обвиняет авторов ленты в том, что выпустили кино про создателя оружия, которое убивает. Иными словами, аморальную картину. Однако у Константина Буслова есть ответ на нападки:
- Михаил Тимофеевич всегда говорил: «Я создавал оружие для защиты». И еще считал, что если бы такая «машинка» появилась в 1941 году, многие наши парни остались бы живы.
93-летний Калашников за полгода до смерти стал очень верующим человеком. И даже написал покаянное письмо Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу. О том, что понимает, что изобрел, и что из его оружия, которое придумывал для защиты, в результате убивают людей по всему миру. И еще удивлялся тому, что увеличивается количество храмов, а зла не становится меньше.
Патриарх ответил конструктору. Поблагодарил и заметил, что Калашников - пример патриотизма и правильного отношения к стране. И постарался успокоить его и уверить, что Церковь поддерживает создателей оружия, которое защищает Отечество.
В КАДРЕ
ПАТРОНЫ - НЕНАСТОЯЩИЕ
Жену конструктора Екатерину Моисееву играет 31-летняя актриса Театра имени Вахтангова Ольга Лерман. Темноволосая, хрупкая, она удачно воплотила в кадре образ идеальной девушки военных лет. Милой, скромной, высоконравственной, с твердым стержнем.
Незадолго до премьеры Лерман сумела пообщаться с дочерью конструктора. Коротко, на бегу. Но встреча произвела неизгладимое впечатление.
- Елена Михайловна показалась интересной женщиной, которая душой болеет за имя отца, - вспоминает девушка. - Она очень нервничала. Переживала из-за фильма даже больше Кости (Буслова. - Ред.) и меня.
Ольга призналась, что на пару с Юрой Борисовым в перерывах между съемками, чтобы напитаться атмосферой тех лет, смотрела фильмы Алексея Германа-старшего. И после просмотра «находились внутри той эпохи», причем до такой степени, что «внутри все дрожало». Съемки проходили в Московской и Тверской областях, в Крыму, в Торжке и в Петербурге.
Кое-что снимали на киностудии «Военфильм» под Калугой. Там самая большая в Европе коллекция бронетехники, как советской, так и немецкой.
Паровозное депо на казахской станции Матай воссоздали в поселке Шушары, под Петербургом и на станции Подмосковная. Там Калашников, приехавший после ранения на фронте, начал работать над первым пистолетом-пулеметом и другими видами оружия, которые придумал до легендарного автомата.
- Все модели, которые мы снимали в фильме, сделали по аутентичным чертежам, хранящимся в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Петербурге, - говорит Буслов. - Но все образцы - охолощенные, потому что по условиям безопасности нельзя снимать в кино оружие, которое стреляет настоящими патронами.