[43] Даешь картину про нас!..
Назвать эту картину ремейком можно лишь с большой натяжкой. С картиной 1957 года «12 рассерженных мужчин» Сидни Люмета его связывает только фабула – 12 присяжных решают судьбу молодого парня, обвиненного в убийстве своего отчима. Сам Никита Сергеевич на пресс-конференции несколько раз подчеркнул, что у него «получилось совершенно новое и оригинальное произведение»...
Прав был классик, сказавший, что сначала ты работаешь на имя, а потом имя – на тебя. У Михалкова будут сниматься те, кого он видит в той или иной роли, ему нельзя отказать, именно поэтому в «12» нет плохих актеров – Сергей Маковецкий, Сергей Гармаш, Алексей Петренко, Валентин Гафт, Виктор Вержбицкий и др., лицо каждого присяжного будет как минимум знакомо зрителю.
Один из недостатков фильма – слишком уж четкая, можно сказать, классицистическая, схема, которой режиссер придерживается до самого конца, – единство места, действия и времени. Сначала 11 присяжных считают, что мальчик виновен, потом – 10, потом – 9 и так далее. Каждый раз, как герой меняет свое мнение, он произносит свой монолог-исповедь. У Маковецкого – это рассказ ученого, в которого никто не поверил, кроме его жены, у Гафта – история отца, спасшегося из концлагеря, у Петренко – случай с кумом, ограбившим банк и в итоге помилованным, и т.д. Сам Никита Сергеевич выбрал для себя роль эдакого «спасителя-Бога-резонера» (седоватые прическа и борода у него соответствующие), немного, так сказать, перетянув тем самым одеяло на себя, но, как говорится, хозяин – барин.
Каждый герой – это образ, продуманный до мелочей, начиная от мимики и заканчивая сортом сигарет. Сам режиссер сказал, что снимал так, чтобы «12» хотелось пересматривать несколько раз, как хорошую книгу. Эту задачу он с блеском выполнил. Картину стоит посмотреть как минимум 12 раз, чтобы уделить внимание каждому персонажу. На пресс-конференции Никита Сергеевич заметил, что ни один из придуманных им образов (Михалков еще и автор сценария) не является пародией или карикатурой, как может показаться, на кого-либо. С этим можно и не согласиться: слишком уж гротескными получились образы, к примеру, дипломата (Юрий Стоянов), демократа (Сергей Арцыбашев), сантехника (Алексей Петренко). Впрочем, эта «гротескность» весьма вписывается в общую канву фильма.
Несмотря на недостатки, фильм «12» можно назвать одной из самых удачных отечественных картин нынешнего года. Такого кино сейчас делают мало. На фоне «Глянца», «Груза 200» и других подобных фильмов, якобы обнажающих проблемы современной России, «12» находится на неизмеримо более высоком уровне. Это интеллектуальное, сложное, очень актуальное для современной России кино. Сам Михалков, немного кокетничая, конечно, сказал, что для него важнее всего, чтобы фильм посмотрели по всей России, потому что «12» – «в первую очередь картина для нас». В фильме на самом деле собрана целая палитра проблем. На первом месте, конечно, война в Чечне и трагедия чеченского народа. В «12» режиссер ставит извечный русский вопрос: «Что делать?» Ответ зритель узнает, только досмотрев фильм до конца.