[43] «12»: Жизнь во всей ее сложности
Картина получила приз «Золотой лев» на 64-м Международном кинофестивале в Венеции со специальной формулировкой жюри: «За фильм в целом: фильм вновь демонстрирует гуманизм и уникальную способность режиссера исследовать жизнь во всей ее сложности». В фильме играют звезды российского кино: 12 персонажей – 12 правд. Это – история присяжных заседателей, обсуждающих, виновен ли 18-летний чеченский юноша в убийстве своего отчима – офицера Русской армии. Фильм-размышление о сегодняшней жизни, о необходимости услышать ближнего и успеть помочь ему.
В фильме играют звезды российского кино: 12 персонажей – 12 правд. Это – история присяжных заседателей, обсуждающих, виновен ли 18-летний чеченский юноша в убийстве своего отчима – офицера Русской армии. Фильм-размышление о сегодняшней жизни, о необходимости услышать ближнего и успеть помочь ему. Действие картины разворачивается в спортивном зале, приспособленном под судебное заседание.
«…Один стол. Двенадцать стульев. Двенадцать присяжных выносят вердикт по делу об убийстве. Все улики свидетельствуют против обвиняемого, и одиннадцать из двенадцати человек, собравшихся в закрытой комнате, готовы осудить юношу. Но один из присяжных уверен, что все не так однозначно…»
«…Я предполагал, что эта картина больше для нас и никаких особых надежд на получения приза не было, – признался народный артист России Никита Михалков, вернувшись из Венеции. – Фильм показывали в последний день фестиваля, когда практически все было понятно. Но произошло невероятное. Я сидел в зале и наблюдал за зрителями. Меня поразила адекватность реакции публики, совершенно чуждой – на первый взгляд – к нашим проблемам. Жюри после просмотра фильма плакало. И возникла ситуация, в которой никто не знал, что с нашим фильмом делать. Второй раз в истории венецианского фестиваля мнения жюри по поводу фильма разделилось. При этом условии можно вручить второго «Золотого льва». Для меня огромнейшее счастье – получить «Золотого льва» на чемпионате мира по фильмам.
…Никита Михалков когда-то ставил в Щукинском училище спектакль по одноименной пьесе Роуза, делал инсценировку картины Люмета «12 разгневанных мужчин», получившей в 1957 году «Золотого медведя» в Берлине и три номинации на «Оскар». Вышло забавно: из-за киносъемок во время учебного года, что в ту пору считалось серьезным нарушением дисциплины, его выгнали из «Щуки». Тем не менее ребята премьеру сыграли. Говорят, получилось неплохо. Но то действо не имеет ничего общего с картиной «12», которую даже нельзя считать классическим ремейком. По сути, совпадает лишь канва.
Сходство в другом – сорок лет назад он делал спектакль по фильму, а теперь снимал по большей части театральных актеров.
Поводом для съемок «12» стал вынужденный перерыв в работе над «Утомленными солнцем – 2». По идее Михалкова, ремейк люметовского фильма не даст застояться съемочной группе. Напомним, что в 1978 году он точно так же, между двумя сериями «Нескольких дней из жизни И.И. Обломова», снял блестящий филь «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина.
– Этот фильм – ремейк или нечто новое?
– Фильм Люмета «12 разгневанных мужчин» был лишь поводом для нашей истории. Проект вынашивался довольно долго, но не было концепции. Она появилась, когда возникла тема чеченского мальчика. Если сравнивать эти две ленты, то они совершенно о разных вещах. «12» – более русская, для внутреннего пользования, ощутима и нужна нашему зрителю больше, чем кому-нибудь другому. Но лично для меня эта картина очень важна, потому что мы сумели сказать столько по-настоящему о волнующих вещах. Это фильм для всех и про каждого!
– Кино снималось в логической последовательности, а не по сценам. Почему?
– Это было сделано специально для последовательного развития характеров, и мы достигли своей цели. Много диалогов было изменено в процессе репетиций. Я очень ценю импровизацию и живое движение сюжета, когда актер проживает историю так, как если бы это случилось с ним. Все актеры в фильме «12» раскрыты по-новому.
– Такой «звездный» состав – ваша прихоть?
– Я очень ценю, люблю, серьезно воспринимаю всех актеров и убежден в том, что по-настоящему интернациональным может стать только то, что по-настоящему глубоко и национально. Наш актерский состав – люди разных национальностей и убеждений. И мне было важно, чтобы сама история отзывалась в каждом из них.
– Есть ли у «12» какой-то свой аромат?
– У картины аромат солнечной зимы за окном и внутри спортзала. (Смеется.)
– Наверняка найдутся те, кто после просмотра фильма обвинят вас в госзаказе...
– Я никогда не снимал картины ради политики. Если они становились актуальными или кто-то видел в них политический заказ – это их видение, не более того. Не даю серьезного определения жанра, в котором сделана картина. Скорее всего, «12» – это психологический триллер. Одно я точно знаю: если первые двадцать минут люди сидят в зале – значит, они досмотрят фильм до конца. Русский интеллигент – это человек, имеющий свою точку зрения по любому поводу. Я отношу себя к ним, хотя и не люблю это слово. «12» – это мое видение того, что происходит с нашим обществом. Достоевский говорил: как легко любить весь мир и как трудно жертвовать ради одного человека. Самая высшая степень человеческих взаимоотношений, когда доброта и любовь расплавляют людей.
Татьяна ХОРОШИЛОВА
«Под занавес»:
Сергей МАКОВЕЦКИЙ, присяжный под номером 1:
– Однажды мне кто-то позвонил и спросил: «В Бога веруешь?» « Кто это?» – переспросил я. «В храм ходишь?» – «Хожу» – «Твои молитвы услышаны». Я подумал, что это розыгрыш, но через полчаса мне был переслан сценарий фильма. Я его читал всю ночь, а на следующий день дал свое согласие на эту роль.
Виктор ВЕРЖБИЦКИЙ, присяжный под номером 11:
– Профессионально мы хорошо сошлись. Атмосфера была трепетной, на площадке работали звезды. Процесс съемки настолько захватил, что их пиетет не мешал, а только помогал. Режиссер создавал энергетическое поле и вводил в него энергетически подходящего артиста.
…Премьера фильма «12» прошла в киноконцертом зале «Октябрь». Длинной вереницей по красной дорожке шли звезды, сыгравшие в фильме, – Маковецкий, Газаров, Гармаш, Гафт, Арцибашев… Никита Михалков приехал с семьей – женой Татьяной и младшей дочерью Надей. Встречать Михалкова выстроилась длинная очередь. Режиссер шел твердой походкой победителя, вернувшегося с мировой кинематографической войны…