САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Из всех искусств…

Нина КАТАЕВА





Гран-при вручен фильму Веры Сторожевой «Путешествие с домашними животными» (Россия), а приз имени Станиславского «Я верю» – звезде мирового экрана – Даниэлю Ольбрыхскому.


Что было и чего не было

Столпотворения звезд не было – режиссеры и актеры приезжали в Москву представлять свои новые фильмы. Любимец ММКФ Франсуа Озон («8 женщин», «Бассейн», «Время прощания») приезжал с фильмом «Ангел», а легендарный создатель «Мужчины и женщины» Клод Лелуш – с «Железнодорожным романом», закрывшим московский кинофорум.
Основной конкурс отличался стабильностью – примерно половина картин из 19 могли претендовать на призы. В том, что единогласия в выборе не было, признались члены всех жюри. И это хороший знак. Отдавая должное отборщикам программ, следует отметить, что в фильмах этого года заметно поубавилось запредельного криминала, крови, насилия, гораздо реже «ласкали» наш взор геи, лесбиянки, некро- и зоофилы всех мастей. Хотя один скандальный фильм «Вива» (США), названный критиками «стилизацией под порно 70-х», в конкурс все-таки просочился. Две домохозяйки из штата Калифорния, охваченного сексуальной революцией, «ищут себя» в борделе, в коммуне нудистов, в гламурной фотомастерской, на конкурсе молодых талантов, разгуливая по экрану большую часть времени в чем мать родила.
Отделить тонкости «стилизации» от собственно действия не удалось, видимо, не только мне. Корреспондент Радио «Свобода» Имомбек Абдусаидов на пресс-конференции спросил Анну Биллер, режиссера, продюсера и исполнительницу главной роли в этом «авторском» кино, не считает ли она, что своим фильмом пропагандирует разврат в России, в чем и так недостатка нет. «Не беспокойтесь о людях, они во всем разберутся сами», – ответила создательница явно не того «авторского» кино, за которое ратовал Эмир Кустурица.

О чем не умолчали призеры

Зрители отдали свой приз «Незнакомке» Джузеппе Торнаторе (приз жюри «За лучшую режиссуру») и «Мольеру» Лорана Тирара (приз «За лучшую мужскую роль» Фабрису Лукини), как всегда, точно угадав кино, сделанное во имя человека. Надо сказать, иммигрантки из Восточной Европы, а именно из Украины, пользовались повышенным спросом на фестивале. Кроме «Незнакомки» в программе «Восемь с половиной» был показан фильм австрийского режиссера Ульриха Зайдля «Импорт – Экспорт». Фильмы сняты на реальной основе: известно, что в сфере секс-услуг молодые украинки претерпевают на Западе жуткие издевательства. А героиня «Незнакомки» Ирена и вовсе попадает на конвейер производства детей на продажу.
Остросюжетная драма классика Торнаторе захватывает. Избавившись от мучителя, Ирена устраивается няней в семью, где, по ее предположению, живет ее 9-летняя дочь. Тема «Незнакомки», как и других картин конкурса («Путешествие с домашними животными», «Путина», «Временное освобождение»), высокогуманна – человек падший всегда может подняться и вернуться к нормальной жизни. Единственное «но» – увлеченный страстным желанием дать зрителям импульс в борьбе со злом режиссер преступает грань. Обучая свою дочь умению выживать, Ирена твердит ей: «Если тебя ударили, ударь в ответ. Первого попавшегося, не важно кого» Что это? Новая мораль? Спор с Богом?.. А скорее всего, подтверждение того, что кинорежиссеры очень редко творят на территории Бога. Безбожие – путь большинства, увы.
Наиболее точно и тонко заявлена тема обретения человеком своего «я» в этом мире в картине Веры Сторожевой «Путешествие с домашними животными». Жена стрелочника с маленького разъезда, взятая им когда-то из детского дома в качестве бесплатной работницы (Полина Кутепова), после смерти мужа оказывается перед необходимостью жить дальше. И открывает, что жизнь – это, оказывается, совсем не то, что она знала до сих пор. Мир имеет вкус, цвет и запах, а отношения с мужчиной могут стать взлетом в другую реальность. «Спасибо Московскому фестивалю, что он поддерживает такое кино», – сказала Вера Сторожева, получив Гран-при.
Ксения Кутепова, как и Ксения Раппопорт (Ирена в «Незнакомке»), претендовали на «Лучшую женскую роль», но приз получила достойная их конкурентка Кирсти Стубо («Опиум», Венгрия, Германия, США). Не было возражений у прессы и по поводу вручения спецприза жюри фильму «Русский треугольник» Алеко Цабадзе (Грузия) – о том, как война (здесь с признаками чеченской) коверкает судьбы людей. Снайпером становится учитель русской литературы, любитель Федора Достоевского.
«Русский след» обнаружился во многих лентах – на русском языке снят фильм Евы Нейман «У реки» (Украина) и «Дети СССР» Феликса Герчикова (Израиль). Знаком того, что Россия все в большей степени привлекает кинематографистов мира, стало и то, что Эмир Кустурица намерен снять свой новый проект здесь. Пока колеблется, проявляя интерес, Франсуа Озон, есть и другие…

Цифры, слова и дела

Статистика фестиваля такова: за 10 дней около 100 тысяч зрителей посмотрели до 200 фильмов. Успехом пользовались абсолютно все программы, в том числе ретроспективы Эмира Кустурицы, Роберта Олтмана, Милоша Формана, Андрея Тарковского. В Доме кино, как обычно, прошел показ Российской программы и «круглые столы», посвященные сценарному кризису, непопулярности российского кино на Западе, фестивальному движению в России. Наиболее актуальным нам показался «круглый стол» «Сериалы против кино», в котором принял участие Никита Михалков. Критиков «низкого жанра» оказалось много, хотя уровень их продаж, сказал продюсер Сергей Члиянц, в разы превышает объемы продаж кино. Утешило то, что кино называли «искусством», а сериалы – «бизнесом». И постановили, что сериал «полезен» только в смысле предоставления работы кинематографистам. «Постой-ка сегодня здесь, – говорят соискателю, – а завтра будешь директором». Такова реальность.
Александр Атанесян обнародовал цифры: из 180 фильмов, выпущенных в прошлом году, только 7 процентов считаются хорошими. Таково же соотношение в сериальном производстве. Можно предположить, что авторы сериалов, зная, что только 3 процента людей воспринимают искусство (статистика главреда «Искусства кино» Даниила Дондурея), изначально ориентируются на 97 процентов потребителей, выпуская в свет те самые 93 процента сериальной продукции. Контроль за совершенно разными процессами, никак не подразделяя их, ведет, как известно, ФАКК. Вот здесь и зарыта собака…
«Бороться с сериалами бессмысленно», – признал Никита Михалков и предложил создать Академию для работы с профессиональными актерами, чтобы не потерять окончательно школу актерской игры. Максим Стишов, сценарист и продюсер многих сериалов, предложил правильно отбирать мейкеров, внушая авторам простую мысль: «Не имеешь возможности честно сделать сериал – не берись». Остается надеяться, что слово сказано и когда-нибудь оно преобразуется в действо.

В состоянии выбора

Во второй раз на фестивале, грозя обернуться еще одним конкурсом, прополыхала программа документального кино Сергея Мирошниченко и Григория Либергала «Свободная мысль». Поразила картиной «Багдад. Скорая помощь» Джона Альперта (США), снятой в режиме онлайн в «зеленой зоне» Багдада. Ставший классикой документ об американской войне в Ираке. Удивила «Великим Молчанием» Филиппа Грёнинга (Германия) – о жизни монахов в древнем католическом монастыре. Всего было показано 14 фильмов лучших документалистов мира, наблюдающих современного человека в момент непростого выбора…
В ситуации выбора до недавнего времени находился и сам ММКФ. И вот выбор сделан – фестиваль в рабочей спецовке, похоже, на верном пути. Сверхзадача ясна – уже в ближайшие годы подтвердить принадлежность к классу А, а значит, собрать наконец в конкурсе не одну или две, а с десяток картин первых режиссеров мира.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин: РФ будет продолжать испытания новейших ракет, в том числе в боевых условиях
  2. Александр Лукашенко дал политическое убежище польскому экс-судье Томашу Шмидту
  3. Дмитрий Мезенцев принял участие в заседании коллегий МИД Беларуси и России
  4. Картошку от Александра Лукашенко посадят в горах Дагестана
  5. Вячеслав Володин: Владимир Путин принял решение, которое мы поддерживаем
  6. Сергей Лавров: РФ и Беларусь будут добиваться справедливости, используя оставшиеся международные правовые инструменты
  7. Сергей Лавров и Максим Рыженков обсудили подготовку заседания Высшего госсовета Союзного государства
  8. Главы МИД РФ и Беларуси подписали заявление об общем видении Евразийской хартии
  9. Сергей Лавров заявил, что Беларусь сможет участвовать во всех мероприятиях БРИКС
  10. Сергей Лавров: Зеленский испугался ответа на применение дальнобойных ракет
  11. ВЦИОМ: Уровень доверия россиян Владимиру Путину составил 78,8%
  12. Александр Лукашенко пообещал отключить интернет в случае новых беспорядков в Беларуси
  13. Сергей Лавров и Максим Рыженков возложили цветы к Вечному огню Брестской крепости
  14. Виктор Орбан призвал не относиться к словам Владимира Путина как к болтовне или уловке
  15. Александр Лукашенко обсудил со студентами информационные войны, геополитику и «перамены»

Парламентское Собрание

Вячеслав Володин: ПС в декабре рассмотрит бюджет Союзного государства на 2025г

Вячеслав Володин заявил, что в декабре пройдет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, где будет рассмотрен бюджет Союзного государства на следующий год.

Политика

Вячеслав Володин: разрешение Киеву на дальнобойное оружие подтверждает, что против РФ воюет НАТО

Разрешение США и их союзников применять Украине дальнобойное оружие западного производства по нашей стране ещё раз подтверждает, что против России воюет НАТО, заявил Вячеслав Володин. Автор Юлия Толкачева

МНЕНИЯ

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

Прилет по приглашению

Павел Родионов

«Опять зеленеет орешник. Орешник под нашим окном».

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также