Кирилл Юрьевич был бы рад
Собственно, к Антону Павловичу форум имеет отношение лишь в том смысле, что Чехов – крупнейший новатор в драматическом искусстве. Фестиваль также стремится собрать под своей эгидой самое новое и интересное из театрального мира.
Основу программы составил канадский театр – постановки режиссера Робера Лепажа и хореографа Мари Шуинар. Также представлены театры Франции, Великобритании, Грузии, Аргентины, Японии… А что же Россия? Прежде всего нужно отметить, что нынешний форум посвящен памяти великого актера Кирилла Лаврова, который стоял у истоков фестиваля и на протяжении ряда лет был его бессменным президентом. И не удивительно ли, что единственным российским участником чеховского фестиваля стал санкт-петербургский Большой драматический театр, которым Кирилл Юрьевич руководил до последних дней?
Для фестиваля выбрали наиболее яркий спектакль предыдущего сезона – «Мария Стюарт» в постановке Темура Чхеидзе, который недавно утвержден в должности художественного руководителя БДТ. Чхеидзе в качестве главного режиссера давно снискал в труппе уважение и любовь, но, пожалуй, самое главное для театра – что каждый поставленный им спектакль становится значительным событием. В полной мере эти слова относятся и к «Марии Стюарт».
Что и говорить, драматургия великого романтика Фридриха Шиллера непросто воспринимается в наше время. Постановки по его пьесам нередко именуют тяжелыми, высокопарными, архаичными. Не избежала подобных упреков и «Мария Стюарт», но, как выяснилось, совершенно безосновательно. Сама трагедия напоминает прекрасное, но несколько помпезное и вычурное здание, но спектакль получился как нельзя более живым, ясным и убедительным. Костюмы в достаточной мере просты и условны, декорации тоже. А значит, задача каждого из актеров усложняется – ведь гораздо легче спрятаться за роскошным или экстравагантным оформлением. Здесь же оказалась обнажена суть пьесы, ее костяк – повествование о том, как колесо истории и машина государственной власти проходят по человеческим судьбам.
Особенно хочется выделить работу Марины Игнатовой (Елизавета). Она и Андрей Толубеев (Тальбот) были выдвинуты на «Золотую маску» и достойны ее в полной мере, но БДТ, храня верность Чеховскому фестивалю, от участия в «Маске» отказался. Игнатова играет свою королеву не безжалостной правительницей, не «железной леди», а тонким, умным, хитрым политиком, который умеет свои коготки прятать в бархатных лапках. А иногда она предстает просто неудачливой женщиной с нескладной судьбой, и в такие моменты ей сочувствуешь. По Шиллеру, именно женская обида Елизаветы становится одной из главных пружин описанного исторического события. Как растерянно и просто она говорит о своей сопернице: «Она меня лишила жениха…» Игнатова исполняет свою роль очень органично, с мягким юмором.
И даже изящная, женственная и страстная Мария Стюарт в исполнении Ирины Патраковой отступает перед такой Елизаветой на второй план.
Как известно, на протяжении всей трагедии решается судьба Марии Стюарт: казнить или помиловать. Лорд Берли (Валерий Ивченко) ратует за смертный приговор, полагая это единственно мудрым и справедливым решением. Грубовато-простодушный Тальбот (Андрей Толубеев), напротив, сторонник милосердия. Этот человек искренне думает, что, находясь на самом верху власти, можно жить в согласии со своей совестью. Оба противника по-своему честны, а потому оба проигрывают хитроумному графу Лестеру (Валерий Дегтярь), который всегда выходит сухим из воды. Однако и Лестеру не позавидуешь. Как говорят, что пользы человеку, если он «обретет весь мир, а душу свою потеряет»?
Несколько особняком стоит в спектакле история добродушного секретаря Елизаветы Девисона (Михаил Морозов). Полный профан в государственных хитросплетениях, Девисон в итоге назначается виновным за все. Нам, прошедшим школу ХХ века, хорошо известно: именно так оно и бывает.
Но сколько ни говори о ролях и смыслах в этой постановке, очевидно одно: спектакль Темура Чхеидзе достойно представляет Россию на Фестивале имени Чехова. Остается только пожалеть, что Кирилл Юрьевич Лавров не успел порадоваться этому успеху своего родного БДТ.